МОНАШЕСТВО ВОСТОЧНОЕ - Страница 5

Появление в VII в. мусульманства и завоевания арабов оказали сильное влияние и на монашество. Его первая отчизна, Египет, стала неудобной для тихого и безмятежного жития; вторая отчизна, Палестина, где в предыдущие века монашество достигло особого развития, – также. Множество монастырей было разграблено и уничтожено, а постановление халифа Омара I (591/581 – 644 гг.) запрещало постройку новых. Зато число монахов в пределах всё уменьшавшейся Византийской империи возрастало в VII в. с каждым годом. В это же время выдвигается впервые Афон. После вступления на престол Исаврийской династии (VIII в.) началась эпоха сильного гонения на монашество, т.к. иноки были главнейшими сторонниками иконопочитания (см. Иконопочитание) и выставили целый ряд лиц, стяжавших славу мучеников в борьбе с иконоборчеством (см. Иконоборчество). Торжество православия (842 г.) открыло новую блестящую эпоху в истории византийского монашества. Изгнанные иноки массами вернулись в Константинополь, были построены новые монастыри, монашество прочно утвердилось на Олимпе, в Латре, в Афинах, в Фессалониках и многих других местах. Оживление коснулось и Южной Италии, где в предыдущем веке поселилось много греческих монахов (около 733 г. у одного Бари высадилось до тысячи греческих монахов, а с 726 по 742 гг. в Калабрии было построено до 200 православных монастырей). При первых императорах Македонского дома почти вся территория византийского государства усеялась монастырями; всякий, кто только имел возможность, счёл чуть ли не главной своей обязанностью построить монастырь. Даже бедняки строили монастыри на корпоративных началах. Так как монастыри стали приобретать тысячи десятин земли, освобождавшейся от всяких налогов, строили роскошные здания и разводили громадные стада лошадей, рогатого скота и верблюдов, а одновременно податное население (крестьяне и стратиоты) всё убывало, то императоры решили принять меры в защиту крестьянства. В 964 г. новелла Никифора II Фоки (963–969 гг.) запретила постройку новых монастырей и пожертвования в виде земельных угодий; дозволялось лишь воздвигать кельи и лавры в пустынных местах и делать приношения бедным и нуждающимся монастырям. Этот закон в 988 г. был отменён Василием II Болгаробойцей (976–1025 гг.), и распространение монашества было снова освобождено от всяких сдерживающих условий. Особенно блестящим было положение монашества в конце X и в начале XI в. в отвоёванной византийцами Южной Италии, в монастырях на горах Латре и Олимпе Вифинском и в самом Константинополе. Михаил IV Пафлагон (1034–1041 гг.) строил великолепные монастыри для призрения исправляющихся падших женщин, а Константин IX Мономах (1042–1054 гг.) истощил всю казну на постройку монастыря св. Георгия в Манганах. Исаак I Комнин (1057–1059 гг.) сначала наложил руку на монастырские имущества и преследовал сторонников монашества, но под конец жизни и сам постригся. Другие Комнины обычно придерживались благосклонного отношения к монашеству; невыгодный для монастырей был закон 1178 г., давший фискальным чиновникам надзор над владениями монастырей, но и тот вскоре был отменён. И перед самым латинским завоеванием положение монашества в пределах Византии было цветущим (Новгородский архиепископ Антоний от греческого моря до русского насчитал 40 тыс. монастырей; по словам Роберта де Клари, в одной столице было 30 тыс. монахов). Латинское нашествие повлекло за собой сильное гонение на православных монахов Византии. Ещё раньше подобное гонение испытали православные в трёх восточных патриархатах (антиохийском, иерусалимском и александрийском) с самого начала крестовых походов, прозванных греками Азии «отвратительнейшей войной».

 



 
PR-CY.ru