МОНАШЕСТВО ВОСТОЧНОЕ - Страница 2

Во время трапезы происходило чтение Библии или назидательных произведений. Один монах никогда на должен был приближаться к другому ближе, чем на локоть. Спать каждый должен был в отдельном, тесном, запертом помещении; сношения с остальным миром почти не существовали; поддерживать родственные связи считалось грехом. Пища монахов была самая простая: хлеб, вода, кушанья из зелени или бобов («вариво с зелием» и «сочиво», по терминологии славянских уставов); приправу составляли соль и оливковое («деревянное») масло. Целый ряд предписаний предостерегал монахов против насмешек, празднословия, лжи, обмана. За нарушение этих предписаний налагались суровые наказания, в числе которых в уставе Пахомия – за воровство, бегство и ссоры – существовали и телесные наказания, не сохранившиеся в позднейших уставах. По-видимому, это объясняется тем, что в обитель поступали, главным образом, люди из низших слоёв египетского населения, искавшие в монашестве освобождения от тягостных условий своей жизни. Вступлению в монастырь предшествовал 3-летний строгий искус. Несмотря на суровость устава монашеской жизни, успех Пахомия был так велик, что (по известиям церковных историков IV–V вв.) ещё до его смерти в Табенне и её окрестностях собралось около семи тысяч монахов. Монахи, жившие вокруг Табенны, составляли несколько монастырей, для которых Табенский монастырь был главным. Во главе каждого монастыря стоял особый начальник – игумен, который, в свою очередь, подчинялся начальнику главного монастыря (игумен, наблюдавший, кроме своего, за другими монастырями, получил впоследствии название архимандрита; на Западе ему соответствовало название superior). Заведование доходами и расходами монастыря лежало на экономе, который также подчинялся эконому Табенны. Впоследствии к этим чинам монастырского управления присоединились ещё многие другие для надзора за монахами, для заведования церковью и богослужением, для ведения хозяйства. На все должности назначал игумен, а сам он выбирался братией. Первоначально у монахов не было определённых отношений к церковной иерархии. Монахи не получали чинов священнослужителей, а для совершения богослужения приглашали посторонних священников. Затем стали ставить священников из числа лучших монахов (для богослужения исключительно в монастыре, а не для мирян). Лишь в очень позднее время сложился обычай, существующий и в Русской церкви, возводить почти всех грамотных монахов по выслуге лет в сан иеродиакона или иеромонаха. По правилам Четвёртого Вселенского собора, монахи были причислены к клиру и подчинены ведению епархиальных архиереев. Основанные в Нижнем Египте учениками Антония Амоном в Нитрийской пустыне (к западу от южной части Нильской дельты), Иларионом в Сирии, Евстафием Севастийским в Армении, Афанасием Александрийским в Италии лавры также насчитывали по несколько тысяч монахов. Из Италии устав Пахомия, видоизменяемый различными организаторами монашества, распространился по всей Западной Европе, пока не был вытеснен уставом Бенедикта Нурсийского (около 480 – 547 гг.), долго сохранявшим на Западе исключительное преобладание. Вероятно, в Египте возникло и женское монашество, учредительницей которого считается сестра преподобного Пахомия Великого. Женский монастырь был основан почти на тех же началах, как и мужские. Из Египта монашество переносится в Сирию и в Палестину. На Востоке Пахомиев устав и некоторые другие, бывшие в употреблении, были вытеснены уставом архиепископа Кесарии Каппадокийской Василия Великого (около 330 – 379 гг.), который смягчал суровость устава Пахомия, хотя и сохранил многие его черты. Устав Василия Великого в двух редакциях (правила пространные и в сокращении) вместе с «подвижническими заповедями» подробнее развивает начала киновии. Все последующие восточные уставы (например, Саввы Освященного, Феодора Студита или афонского Афанасия) в основном повторяли уставы Пахомия и Василия. Василий Великий допустил и основание женских монастырей вместе с мужскими, построив в Понте свой мужской монастырь рядом с женским; женский был основан по инициативе его матери и сестры. Это привело к возникновению так называемых двойных монастырей, где в двух близко друг от друга расположенных зданиях или даже в двух половинах одного и того же здания жили монахи и монахини.

 



 
PR-CY.ru