МАКСИМ ИСПОВЕДНИК

МАКСИМ ИСПОВЕДНИК (580–662 гг.) – христианский богослов, один из самых выдающихся учителей церкви VII в., самый сильный противник монофелитства, самый сильный после Оригена (около 185 – около 254 гг.) философ на Востоке, глубокий знаток философии Платона, Аристотеля и неоплатоников. О нём известно немного. Родом он был из высокопоставленной семьи, которая, как считают исследователи, находилась в родстве с императором Ираклием I (610–641 гг.). В юности изучал богословие и философию, был начитан не только в церковной, но и в светской литературе, служил в императорской канцелярии, был первым секретарём у императора Ираклия I, потом входил в состав его совета, но после указа в поддержку монофелитства удалился от двора (уже будучи зрелым человеком), ушёл в уединённую Хризопольскую обитель, вблизи Халкидона, «где процветало тогда любомудрие». Его подвиги стяжали ему уважение братии, и спустя несколько лет он против его воли был избран игуменом; по смирению не принял священнического сана, оставаясь только монахом. Широкую известность его имя получило в 630 гг., когда жизнь Максима оказалась неразрывно связанной с историей догматической борьбы с монофелитством. Ересь монофелитов является продолжением или видоизменением ереси монофизитов. Император Ираклий I понимал, какое зло приносит государству религиозное разделение, возникшее после Халкидонского собора (451 г.), и поэтому прилагал усилия для преодоления раскола. В 620 гг., во время похода на персов, он встретился и долго беседовал с патриархом сирийских монофизитов Афанасием. Тот подал императору мысль, что раскол, возможно, будет преодолён, если православные, не отказываясь от догмата о двух естествах, признают в Иисусе Христе одну волю. Ираклию предложенный компромисс показался хорошей основой для прекращения церковной смуты. В 630 г. он признал Афанасия законным патриархом Антиохии, а Александрийскому патриарху Киру (630/631 – 642/644 гг.) велел войти в сношения с египетскими монофизитами. После долгих переговоров с ними Кир в 633 г. издал девять согласительных членов, в одном из которых высказывалось учение о единой воле во Христе. Умеренные монофизиты признали эти члены и вступили в общение с Киром, однако православное духовенство в большинстве своём не пожелало принимать вероисповедание Кира, указывая на то, что учение о единоволии (оно получило название монофелитства) есть, в сущности, прикрытое монофизитство. Одним из первых против монофелитов выступил Иерусалимский патриарх Софроний I (634–638 гг.). Но в 637 г. Иерусалим был захвачен арабами и оторван от общецерковной жизни. В 638 г. Ираклий I издал так называемое «Изложение веры», в котором признавалось православное учение о двух естествах Христа, но вместе с тем проводилось монофелитское положение о наличии у Него только одной воли («Изложение веры» на несколько десятилетий стало официальным вероопределением Константинопольской церкви). Как раз в это время имя Максима Исповедника стало широко известным среди защитников православной веры. Несколько лет (в 632–645 гг.) он странствовал по Северной Африке, некоторое время пробыл на Кипре, ездил в Египет, где вёл активную борьбу с монофелитством. В своих проповедях он доказывал: если в Иисусе Христе пребывает не поглощённая Божественным человеческая природа, то в Нём необходимо должна пребывать и  самостоятельная человеческая воля. В 645 г. он, пробыв некоторое время в Сицилии, переехал в Рим, где нашёл близких ему по духу верующих, придерживающихся ортодоксальных убеждений. О периоде жизни Максима Исповедника в 649–662 гг. практически ничего не известно. В 655 г. за исповедание православия, приравненное к государственной измене, он был осуждён, подвергнут урезанию языка и отсечению правой руки, после чего был сослан в крепость Шемари (на Кавказе), где и скончался. Яростный противник монофелитства, Максим Исповедник в своих сочинениях не раз выступал также против оригенизма и монофизитства. Особое влияние на его мировоззрение, представляющее собой синтез философии и богословия, оказали взгляды одного из «великих каппадокийцев» Григория Богослова (около 330 – около 390 гг.) и автора «Ареопагитик» Псевдо-Дионисия Ареопагита.

 



 
PR-CY.ru