«МАШТОЦ»

«МАШТОЦ» – богослужебная книга, требник Армянской Апостольской церкви, который содержит чинопоследования таинств, а также молитвы и чины освящений и благословений на разные случаи (см. также ст. Армянский обряд). Происхождение названия традиционно связывается с именем Месропа Маштоца (V в.) или, согласно историку XIII в. Киракосу Гандзакеци, с именем армянского католикоса Маштоца I Егивардеци. В арменоведении более достоверным считается свидетельство Киракоса Гандзакеци. «Маштоц» формировался с IV–V вв., сохраняя следы даже ряда древнейших обрядов, распространённых в дохристианской Армении. В процессе формирования «Маштоца» участвовали святые Григорий Просветитель, католикосы Саак I Партев, Григор II Вкаясер, Нерсес IV Шнорали, Григор Татеваци и др. В «Маштоц» вошли переводы цикла канонов и отдельных проповедей и молитв святителей Василия Великого, Григория Богослова, Ефрема Сирина, Кирилла Иерусалимского, а также самостоятельные сочинения ритуального содержания армянских авторов. Существует несколько типов «Маштоца»: 1) малый, или «ручной», «Маштоц» содержит обряды, совершаемые священником; 2) большой, или епископский, «Маштоц» составлен из текстов обрядов рукоположения, вручения жезла, освящения храма, помазания, погребения священника, а также содержит большие благословения; 3) «Маштоц» католикоса, включающий обряды, совершаемые католикосом (помазание на царство, рукоположение во епископа, освящение мира и др.). В рукописных «Маштоцах» тексты канонов перемежаются с невмированными псалмами, шараканами, гандзами и тагами. В позднем Средневековье появились сборники смешанного типа – «Маштоц»-Гандзаран, «Маштоц»-Тагаран, в которых появляются светские и народные таги и вохбы (плачи). Исследователи отмечают, что наличие канонических и неканонических песнопений в последованиях «Маштоца», тенденция к так называемым открытым формам данных последований составляют основное отличие «Маштоца» от других армянских музыкально-богослужебных книг. Армянские писцы создали ряд образцовых «Маштоцев». К их числу исследователи относят рукописи Матенадарана (IX–X вв.), библиотеки Конгрегации Ордена мхитаристов острова Сан-Ладзаро-дельи-Армени в Венеции (IX–X вв.), библиотеки Армянского Иерусалимского патриархата (1266 г.). Первый печатный «Маштоц» был издан в 1667 г. в Амстердаме усилиями печатника Воскана Ереванци.

 
PR-CY.ru