МАКАРИЙ

МАКАРИЙ (XVI в.) – Оредежский, основатель Успенского монастыря на реке Оредеж, преподобный (память 9 августа, 21 мая – в Соборе Карельских святых, в третью Неделю по Пятидесятнице – в Соборе Новгородских святых и в Соборе Санкт-Петербургских святых). Биографические сведения о Макарии крайне скудные, Житие святого отсутствует. Согласно записям в месяцесловах, «преподобный отец наш Макарий начальник Успенскаго монастыря иже за Ладогским езером на реце Оредеже, ученик Александра Свирскаго [ум. в 1533 г.], новый чудотворец...». В ряде исследований Макариева Успенская Оредежская пустынь локализована в Олонецком уезде, в справочнике Василия Васильевича Зверинского – в Новгородском уезде на реке Лезна. Составитель Олонецкого патерика архимандрит Никодим (Кононов), как и В.В. Зверинский, отождествлял Макария Оредежского с преподобным Макарием Римлянином. Современная финская исследовательница И. Карвонен предположила, что Макарий Оредежский не был реальной исторической фигурой, его «прототипом» был основатель Ильинского монастыря на реке Свирь с тем же именем, а традиция почитания Макария оформилась только в XIX в. Предположение И. Карвонен основано на сведениях жалованной грамоты Новгородского архиепископа Пимена, выданной в 1556 г. игумену Макарию с братией Ильинского Свирского монастыря (в последующее время Ильинская обитель была приписана к Александрову Свирскому монастырю и упразднена в ходе реформы 1764 г.). Однако память Макария исследователи встречают в святцах XVIII в. Российской национальной библиотеки: «Перечень новгородских святых», «Книга глаголемая...», «Повесть о российских святых угодниках», Иконописный подлинник). 30 августа (в день памяти преподобного Александра Свирского Макарий упомянут в перечне учеников преподобного в Месяцеслове ростовского купца Николая Александровича Кайдалова, составленном им в 1868 г. (Российская государственная библиотеки (М.П. Погодин) – современный шифр установлен Еленой Владимировной Романенко). Макарий канонизирован в Соборе Новгородских святых, учреждённом около 1831 г. (возобновлён в 1981 г.). Канонизация преподобного подтверждена включением его имени в Собор Карельских и в Собор Санкт-Петербургских святых, установленные в 1974 и 2000 гг. Макарий упоминается под 9 августа в нескольких лицевых подлинниках. В Строгановском толковом иконописном подлиннике о внешности Макария сказано: «Подобие изчерна надсед, брада Николина (Николая Чудотворца), плешив, схима на плечах, ризы преподобническия» (Библиотека Академии Наук, конец XVIII в.). Более краткая характеристика содержится в подлиннике из коллекции Владимира Николаевича Перетца: «Брада с Николину, надсед, плешив в схиме» (Институт русской литературы и искусства, 1830 гг.). В иконописном подлиннике сводной редакции (XVIII в.) Георгия Дмитриевича Филимонова описание то же: «Подобием изчерна надсед, брада с Николину, главою плешив, ризы монашеские, схима на плечах». Таким образом, подлинники единодушно предписывают изображать преподобного в преклонных летах, в схимнических одеждах, с непокрытой головой, уподобляя его облик облику одного из самых известных и часто изображаемых в христианском искусстве святых – Николая Чудотворца. На переводе с иконы XVII в. (Российский государственный исторический архив; местонахождение иконы исследователям неизвестно) с предположительным изображением Макария (без надписания имени; атрибуция основана на характеристике в иконописных подлинниках) преподобный представлен стоящим в повороте на три четверти в молении к Спасителю в облачном сегменте (руки Макария подняты на уровне груди). Святой облачён в схиму, образ очень близок (вплоть до формы головы) к изображениям Николая Чудотворца: плешив, на темени небольшой клок волос, округлая короткая борода. Макарий изображён на пейзажном фоне с горкой, поросшей растительностью, цветами по прогалинам.

 
PR-CY.ru