МАКАРИЙ, Головин

МАКАРИЙ, Головин (ум. не раньше 1684 г.) – Менюжский (Менюшский), преподобный (память в третью неделю по Пятидесятнице – в Соборе Новгородских святых). По данным Павла Михайловича Строева, Макарий в 1668–1684 гг. был строителем Менюжского во имя Святой Троицы монастыря (к юго-западу от Новгорода, впоследствии в погосте Менюша Новгородского уезда и губернии, ныне деревня Шимского района Новгородской области). К концу XIX в. относится известие, что Макарий был погребён в Менюжской обители. В «Переписи государевым царевым и великого князя Алексея Михайловича всея России Новгородским дворцовым делам судного приказного стола» 1670–1675 гг. сохранилось описание двух тяжб между строителем старцем Макарием с братией и дворцовыми крестьянами деревни Колчева (Колшева – Архив Санкт-Петербургского институт истории РАН). Имя Макария не упоминается в источниках, повествующих о праведных младенцах Иакове и Иоанне Менюжских. Составленное в XVIII в. Сказание о менюжских братьях сообщает о монахе, который шёл из Пскова в Новгород и по дороге, около часовни, где лежали их мощи, был поражён тяжёлой болезнью. Помолившись Иоанну и Иакову, монах выздоровел и остался жить у часовни, собирая подаяние на строительство церкви. Впоследствии на месте часовни был основан Троицкий монастырь. Мощи Иоанна и Иакова были освидетельствованы при царях Иване V и Петре I Алексеевичах и Новгородском и Великолуцком митрополите Корнилии (1674–1695 гг.). Сказание в обеих известных редакциях не сохранило имени инока, исцелившегося по молитве, но указание имён царей и митрополита позволяет исследователям отнести это событие ко временно́му интервалу между 1682 и 1695 гг. Таким образом, период настоятельства Макария по времени частично совпадает с освидетельствованием мощей и строительством (возобновлением) Троицкого монастыря, что делает гипотезу об отождествлении строителя Макария и безымянного инока из Сказания, встречающуюся в современной литературе, вполне вероятной. Сведения о почитании Макария в Менюжском монастыре в XVIII–XX вв. в письменных и фольклорных источниках отсутствуют. Канонизация подтверждена внесением имени Макария в Собор Новгородских святых (известен с 1831 г.), восстановление празднования которому произошло в 1981 г. по благословению Ленинградского и Новгородского митрополита Антония (Мельникова).

 
PR-CY.ru