МОИСЕЙ, Максим

МОИСЕЙ, Максим (ум. в 1651 г.) – архиепископ Рязанский и Муромский (1638–1651 гг.). Происхождение исследователям неизвестно. В 1618 – 1633/1634 гг. Максим был протоиереем («протопопом») Благовещенского собора Московского Кремля и духовником царя Михаила Фёдоровича. Протоиерей Максим венчал царя в Успенском соборе 19 сентября 1624 г. с Марией Владимировной Долгоруковой, а 5 февраля 1626 г. – вторым браком с Евдокией Лукьяновной Стрешневой. 6 мая 1627 г. Максим крестил в московском Чудовом в честь Чуда архангела Михаила в Хонех мужском монастыре царевну Ирину Михайловну, в марте 1629 г. «у царевича Алексея Михайловича первые волоски снимал и о нём молитву говорил». Максим был близок к царской семье. Он и члены его семьи (жена Ульяна, сыновья Михей и Анания, их жёны, а также племянница Максима) неоднократно получали богатые дары от царской семьи (ткани, одежду, деньги). В 1620 гг. сыновья Максима были уже женаты и находились на царской службе (например, Михей участвовал в царской охоте, где пострадал в результате нападения медведя, за что в 1630 г. царь пожаловал ему новую одежду). Особенно тепло к Максиму относилась царица Евдокия Лукьяновна: часто приглашала его служить молебны в церквах святой Екатерины и святой Евдокии, одаривала, поручала ему раздачу милостыни от своего имени. В конце 1633 – начале 1634 гг. Максим оставил место протоиерея Благовещенского собора (вероятно, по причине вдовства) и удалился в Новгород. Царица Евдокия Лукьяновна в феврале 1634 г. направила Максиму письмо с уверениями в неизменной милости своей и государевой к нему. С письмом был послан подарок – 12 аршин шерстяной материи («зуф»). В том же письме царица просила Максима составить и прислать ей список «сколько в Новегороде и в Новгородских местех чудотворных мест и в коем месте который чудотворец какими чудесы от Бога просвещен». В короткие сроки Максим составил «роспись» Новгородских святых – уже 23 мая 1634 г. эту «роспись» привёз в Москву младший сын Максима Анания. Максим перечислил погребения 21 Новгородского святого, сопроводив исторической справкой. В качестве источников использовал не только Жития святых, но и повести (например, «Повесть о белом клобуке»), чего раньше составители подобных «росписей» не делали. Максим сообщил сведения о канонизации святых, например, указал, что тропарь и кондак преподобному Арсению Новгородскому составлен, «а празднество еще не установлено». Максим обратил внимание царицы на необходимость собрать и переписать Жития Новгородских святых и описания их чудес. В 1634 г. Максим стал иеромонахом Троице-Сергиева монастыря с именем Моисей, но связей с царской семьёй не утратил; так, в 1637 г. царица «справила» ему «ряску». 10 января 1638 г. патриарх Иоасаф I возглавил хиротонию Моисея во епископа Рязанского и Муромского и возвёл его в сан архиепископа. 26 января Моисей прибыл на место служения.

 



 
PR-CY.ru