МОКИЙ (МОКИАН) и МАРК

МОКИЙ (МОКИАН) и МАРК – мученики (память 3 июля). Наиболее ранние сведения о Мокии и Марке содержатся в кратких сказаниях из византийских Синаксарей и Минологиев, однако на основании этих текстов исследователи не могут установить время и место кончины святых. Так, в Синаксаре Константинопольской церкви (архетип конца X в.) под 3 июля говорится, что правитель Максим принуждал Мокиана (в русской традиции – Мокий) и Марка принести жертву идолам, но они смело исповедовали Христа, за что были усечены мечом. Когда Мокиана вели на казнь, за ним следовали его супруга и дети и горько плакали, но он убеждал их хранить молчание. Согласно сказанию из Минология императора Василия II (первая четверть XI в.), когда Мокия и Марка пытали за отказ отречься от Христа, некий малолетний ребёнок, стоявший у жертвенника, обличил нечестие епарха, за что был схвачен, подвергнут бичеванию и брошен в темницу. Вместе с ним в тюрьму был посажен и некий Павел, который тоже был христианином и старался поддержать мучеников. Следуя в оковах к месту казни, святые возблагодарили Бога за то, что Он сподобил их пострадать за Него. Вдовы мучеников забрали их честные главы после казни святых. В кратком рассказе о мучениках из итало-греческого рукописного Синаксаря 1172 г. помимо епарха Максима упоминается некий Авлозан, который также пытался склонить святых к жертвоприношению. Ребёнок, стоявший рядом с жертвенником, не давал мученикам подойти к нему, тогда язычники подняли дитя на плечи и нанесли ему 150 ударов нартековым прутом. На это мальчик сказал епарху, что тот учит его худому. Согласно данному сказанию, в темницу был брошен только Павел. Ж.М. Соже предположил, что Мокий и Марк претерпели мученическую кончину в Дуросторе (Доростол; ныне Силистра, Болгария), поскольку в синаксарном сказании о Доростольских мучениках Пасикрате и Валентине (память 24 апреля) упомянут Авлозан – начальник войска, в котором служили святые. Кроме того, в Мученичестве святых Никандра и Маркиана (память в Греческой церкви 8 июня), также пострадавших за Христа в Дуросторе, говорится, что эти воины-христиане были доставлены на допрос к епарху Максиму. Здесь же повторяется эпизод с присутствием жён и детей святых при их казни. Таким образом, согласно гипотезе западного исследователя, Мокий и Марк пострадали в то же время, что и Никандр с Маркианом, т.е. в начале IV в., поскольку в их Мученичестве указано, что святые были арестованы во время правления императоров Диоклетиана (284–305 гг.) и Максимиана (285–305 гг.). Память мучеников была включена под 3 июля в Великие Минеи Четьи митрополита Макария, вошла в «Книгу житий святых» Ростовского митрополита Димитрия, где епарх назван Максимианом; в отредактированные «Жития святых, на русском языке изложенные по руководству Четьих Миней святителя Димитрия Ростовского» было помещено краткое сказание о мучениках, составленное на основе греческих источников. В западных церковных календарях память Мокия и Марка появляется лишь в XVI в.: кардинал Цезарь Бароний внёс в «Римский Мартиролог» под 3 июля память мучеников (имя Мокиана передаётся как Мукиан; лат. Mucianus) и составил краткую заметку о них на основе греческих синаксарных сказаний, добавив, что ребёнок, громко убеждавший святых не приносить жертву идолам, также был умерщвлён за Христа вместе с Павлом. В современной редакции «Римского Мартиролога» указано, что Мокий и Марк пострадали в Мёзии; Павел и малолетний ребёнок не упоминаются.

 
PR-CY.ru