МАРК

МАРК (ум. в 1801 г.) – новомученик (память в Греческой церкви 5 июня). Родился в Смирне (ныне Измир) в благочестивой христианской семье. Его отец Хадзи-Константий происходил из Фессалоники, а мать – из Смирны. Марк женился на девушке с острова Хиос и переехал жить в Новый Эфес (ныне Кушадасы), где его старший брат иеромонах Паисий был певчим в городском соборе. Спустя некоторое время Марк влюбился в замужнюю женщину по имени Мария. Один турецкий ага застал их вместе и хотел донести судье о прелюбодеянии. Из страха за свою жизнь любовники решили принять ислам и стали жить безбедно, потому что ага опекал Марка как сына. Но угрызения совести мучили вероотступника, и он поведал об этом одному духовнику, который утешил его и нашёл способ помочь: Мария притворилась больной, а посланный к ней лекарь, который был другом священника, объявил аге, что излечить такой недуг может только один врач в Смирне. С разрешения аги Марк, Мария и её ребёнок от предыдущего брака отправились в Смирну и оттуда сразу же отплыли в Триест. Во время пребывания на островах Венецианского архипелага они принесли покаяние и были приняты в лоно православной церкви через миропомазание. После этого Марк и Мария вступили в христианский брак. Иеромонах Макарий Симонопетрит, комментируя текст Жития, отмечает, что, видимо, к тому моменту законные супруги Марк и Марии скончались, иначе заключение брака было бы невозможным. Супруги постоянно переезжали с места на место, некоторое время они прожили в России, но Марка не оставляло желание искупить свои грехи, пролив кровь за Христа, и, наконец, он вернулся с этой целью в Османскую империю. Но все представители духовенства, которым Марк открывал свои помыслы, не разделяли его опасение, что Господь не примет его покаяния без мученичества. Марк отправился в Новый Эфес и нашёл того духовника, который в своё время помог ему бежать. Духовник поддержал Марка в его намерении, но попросил его не принимать мученическую смерть в Новом Эфесе, т.к. это вызвало бы репрессии в отношении греческого населения со стороны османских властей, которые усилили гонения на православных после строительства церкви и казни новомученик Георгия (память в Греческой церкви 5 апр.). Марк вернулся на Хиос и, представ перед судьёй, исповедал себя христианином, назвав мусульманскую веру ложной и пагубной. Его бросили в темницу и подвергли различным пыткам. Несмотря на все мучения, Марк пел псалмы и гимны, славя Господа. Его приговорили к отсечению головы. На месте казни Марк сам преклонил колена и подставил палачу шею со словами: «Руби сильнее». От одежды новомученика и его крови, собранной христианами, происходили исцеления, подробно описанные автором Жития с указанием имён и места происхождения людей, получивших чудесную помощь. Служба в честь Марка, которого называют великомучеником и именуют Марком Новым, помещена в сборнике «Новый Лимонарь». Она составлена иеромонахом Никифором Хиосским и включает синаксарное Житие, написанное преподобным Афанасием Паросским (Парийским).

 
PR-CY.ru