МИТРОФАН

МИТРОФАН (ум. в 1223 г.) – архиепископ Новгородский (1201 – 1210/1211, 1219–1223 гг.). После кончины Новгородского епископа Гавриила (Григория; 24 мая 1193 г.) Митрофан был одним из кандидатов на выборах в Новгороде наречённого владыки (на Софийскую кафедру тогда был избран по жребию Мартирий). За Митрофана на избирательном вече выступала довольно влиятельная партия новгородцев («инии хотяху Митрофана поставити, а друзии Мантуриа, а и сии хотяху Гричина; в них пакы распря бысть немала....» – Новгородская первая летопись). Исследователи полагают, что он был игуменом одного из новгородских монастырей (прямо об игуменстве Митрофана говорится только в позднейшей Никоновской летописи – 1520 гг. – «Полное собрание русских летописей», том 10), связанным с какой-то влиятельной боярской группировкой, кандидатом от которой он был выдвинут и на следующих владычных выборах. После того как Мартирий неожиданно скончался 24 августа 1199 г. на озере Селигер по дороге во Владимир-на-Клязьме, куда новгородская делегация была приглашена великим князем Владимирским Всеволодом (Димитрием) Юрьевичем Большое Гнездо, Митрофан был избран наречённым Новгородским владыкой («въведе в епискупию Митрофана, мужа Богомь избрана; и всь Новъгород, шьдше, с честью посадиша и, донележе будеть от митрополита позвание: “И тогда поидеши на поставление?»  – Новгородская первая летопись). В научной литературе есть утверждение, что Митрофан был «ставленником» Владимиро-Суздальского великого князя Всеволода Юрьевича, однако кандидатура Митрофана была выдвинута не единолично Всеволодом Юрьевичем, а после совещания великого князя с новгородцами, в том числе с посадником, которым в то время был Мирошка Нездинич, представитель виднейшего боярского клана Людина конца Новгорода (после прибытия новгородской делегации во Владимир князь Всеволод Юрьевич договорился с ней о княжении в Новгороде сына Святослава, «а в Новъгород, съдумав с посадникомь, присла, и с новъгородьци», Митрофана – Новгородская первая летопись). Исследователи считают вполне вероятным, что именно Мирошка Нездинич предложил великому князю кандидатуру Митрофана, который в 1193 г. был кандидатом на владычество, по косвенным данным, именно от Людина конца и, следовательно, уже тогда его поддерживала часть новгородцев. Исследователи полагают, что указание на богоизбранность Митрофана (если учитывать словоупотребление новгородской владычной летописи, отразившейся в Новгородской первой летописи старшего и младшего изводов), свидетельствует о решении вопроса замещения кафедры с помощью жребия на престоле собора Святой Софии. При этом ничто не указывает на то, что жребии были положены на престол одного из владимирских храмов (см. довольно подробный рассказ владимирского летописания о пребывании новгородской делегации, «Мирошкиной чади», во Владимире – «Полное собрание русских летописей», том 1, том 25). По обоснованному мнению Павла Владимировича Лукина, «кандидатура Митрофана была определена совместно владимирским князем и посадником, но известную роль в его поставлении, судя по летописи, сыграл и весь Новгород, т.е. все горожане».

 



 
PR-CY.ru