МАРКОВ ВИТЕБСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

МАРКОВ ВИТЕБСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ, Витебской и Оршанской епархии Белорусского экзархата РПЦ, находится в городе Витебске (Беларусь). Создан в 1633 г. на основании привилея польского короля Владислава IV Вазы и по благословению Киевского и Галицкого митрополита Петра (Могилы) православными шляхтичами князем Самуилом Львом Огинским и брацлавским земским судьёй Севастьяном Мирским. Монастырь устраивался на территории частного имения Самуила Льва Огинского, расположенного на правом берегу реки Западная Двина, напротив города Витебска («Акты Западной Руси», том 5). Во владения обители входила церковь во имя Святой Троицы, первоначально располагавшаяся к юго-западу от города Витебска, на правом берегу реки Западная Двина, в местечке Марковщина. Традиционно в церковной историографии считается, что до 1576 г. здесь существовал Троицкий монастырь, основанный иноком Марком, однако это не подтверждается сведениями источников. Исследователи полагают, что Марк был владельцем имения Марковщина и первым ктитором Троицкой церкви. Исследователи отождествляют ктитора Марка с господарским боярином Витебского повета Марком, вдова которого Натомила с сыновьями Михно, Юхно и Богданом в 1546 г. судилась со священником Феодором Колошей, клириком Иоанно-Богословской церкви, за право на владение церковной землёй «Федоровщына», считая её «выслугой» своего мужа. 15 декабря 1576 г. Троицкая церковь впервые упоминалась как приходская, а её настоятеля характеризовали как «человека цнотливого, во всяких справах духовных статечного и в писме научоного». В том же году троицкий протопоп Феофан (Богдан Рпинский; ум. в августе 1588 г.), происходивший из рода ошмянских земян, был хиротонисан Киевским и Галицким митрополитом Ионой III на Полоцкую, Витебскую и Мстиславскую архиепископскую кафедру Западнорусской митрополии («Акты Западной Руси», том 5, часть 4). В Марковом витебском монастыре на средства Самуила Льва Огинским и брацлавского земского судьи Севастьяна Мирского были построены церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы и кельи. Потребность в появлении обители для местного православного населения была огромной, т.к. после Витебского восстания 1623 г. и убийства униата архиепископа Иосафата Кунцевича по приказу польского короля Сигизмунда III Вазы в городе были закрыты все православные храмы. Правда, 7 октября 1633 г. витеблянам были возвращены все льготы после удачной Смоленской военной кампании по грамотам польского короля Владислава IV Вазы, который, однако, подтвердил в них права униатов на Полоцкую епархию, подчёркивая, что «в Витебске же, в Полотске и в Новогородке неуниаты никогда не должны будут иметь никакой церкви». Это решение короля было подтверждено 14 марта 1635 г. («Акты Западной Руси», том 1). В 1638 г. Марков витебский монастырь получил от ктиторов два имения – Марковщину и хутор Шидловщина. Митрополит Пётр (Могила) по просьбе ктиторов прислал в Марков витебский монастырь игумена и монахов. Согласно письменному распоряжению князя Самуила Льва Огинского, Марков витебский монастырь должен был всегда оставаться православным. Если его настоятель станет униатом и поддержит Брестскую унию 1596 г., то тогда он должен быть низвергнут из Маркова витебского монастыря.

 



 
PR-CY.ru