МИНСКАЯ ИКОНА БОЖЬЕЙ МАТЕРИ

МИНСКАЯ ИКОНА БОЖЬЕЙ МАТЕРИ (празднование 13 августа) – чудотворный образ, наиболее почитаемая православная святыня Беларуси. Название иконы (лат. Minscensis), данное ей по месту явления в Минске, а также год этого события приведены в вышедшем в свет в 1672 г. двухтомном издании латинского каталога чудотворных икон Божьей Матери немецкого автора Вильгельма Гумппенберга. Краткий рассказ о явлении и чудесах Минской иконы Божьей Матери основан на сведениях, предоставленных ректором Виленской академии, историком и писателем иезуитом Альбертом (Войцехом) Виюком-Кояловичем (1609–1677 гг.). В каталоге икон сообщается о том, что в 1500 г. в Минске, «главном городе Литвы» (Великое княжество Литовское), на реке Свислочь был явлен образ Божьей Матери. После разорения Киева «сарматами» икона по воде прибыла к Минску; явленную икону перенесли в замковую церковь для всеобщего поклонения. Далее упоминается современное автору местонахождение святыни в церкви Святого Духа у монахов-базилиан. Со ссылкой на то, что «кроме других чудес, зафиксированных в источниках (в которых упомянуты исцеления многих слепых и бесноватых)», говорится о прекращении эпидемии чумы, «которую образ не только после шествия с ним по городу остановил, но даже отовсюду и дальше изгнал; упоминается также, что великая победа над скифами была добыта благодаря этому образу». К рассказу об этом «литовском образе» автор присовокупил, по его словам, недавно сочинённое трёхчастное моление к Божьей Матери, которое он взял из тех же материалов Альберта (Войцеха) Виюка-Кояловича. Пространная версия истории Минской иконы Божьей Матери с описанием чудес от неё была создана в 1700–1723 гг. в Свято-Духовом монастыре базилианским монахом Яном Ольшевским. Хранившаяся в монастыре рукопись была утрачена, но основные сведения об иконе с добавлениями к её ранней истории были опубликованы. Так, сообщается о том, что икона находилась в Десятинной церкви, куда она была поставлена великим князем Владимиром. Около 1500 г. татарский хан Ахмат-Гирей со 100-тысячным войском отправился под Киев, где объединил свои силы с Мехмет-Гиреем. Во время ограбления города татарами икону забрали из Десятинной церкви, с неё содрали драгоценный убор, сам образ бросили в Днепр. С ангельской помощью по воде икона оказалась в Минске на реке Свислочь, где остановилась «под замком». От иконы исходило сильное сияние. Местные жители достали её из воды и поставили в замковой церкви (в честь Рождества Пресвятой Богородицы). В первом издании указано, что икона была обретена 13 августа, во втором – 15 августа. В замковой церкви Минская икона Божьей Матери находилась 116 лет. В 1616 г. по воле Иосифа Рутского, митрополита униатской церкви, она была взята в базилианскую церковь Святого Духа. Перенесение иконы совершилось 18 октября, в день памяти апостола Луки (что впоследствии послужило поводом к возникновению в благочестивой традиции мнения о том, что Минская икона Божьей Матери была написана апостолом). Во время Брестской церковной унии 1596 г. возникла конфронтация между принявшим унию митрополитом Михаилом Рагозой и Минской радой. Согласно копии документа из дела «по жалобе митрополита Михаила Рагозы на неповиновение ему минского протопопа Родиона троицкого, от 3 марта 1597 года», когда иерарх прибыл в Минск, то городская администрация запретила духовенству сослужить ему, «потому что его милость не есть митрополит».

 



 
PR-CY.ru