МОСКОВСКИЙ В ЧЕСТЬ РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ СТАВРОПИГИАЛЬНЫЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

МОСКОВСКИЙ В ЧЕСТЬ РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ СТАВРОПИГИАЛЬНЫЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ находится в Москве на ул. Рождественке, д. 20. Согласно источникам XVII–XVIII вв., монастырь именовался «Рождества Пречистые Богородицы, девичь, что за Пушечным двором» («Писцовые книги Московского уезда: Письма и меры Лаврентия Кологривова и подьячего Дружины Сукорина 1632 и 1633 гг.»), «Рождества Пречистые Богородицы, девичь, что на Москве, за Неглинною у Трубы» («Писцовые Дмитровские книги письма и меры Андрея Загряжского и подьячего Гаврилы Володимирова 1627 и 1628 гг.»), «Рождественский девичь, что на Москве, на Рождественской улице» («Писцовые книги Московского уезда: Письма и меры Федора Пушкина и дьяка Строева 1627 и 1628 гг.); с конца XVIII в. – «Рождественский или Московский второго класса девичий монастырь... на Трубе в Белом городе близ Трубы и реки Неглинной на Большой Рождественской улице» («Институт российской истории», часть 5). Основан в 1386 г. княгиней Марией Ивановной, дочерью Галичского (Галича Мерского) князя Ивана Фёдоровича, матерью Боровско-Серпуховского князя Владимира Андреевича Храброго, супругой Серпуховского князя Андрея Иоанновича. Княгиня Мария, принявшая в Московском Рождественском монастыре постриг в схиму с именем Марфа, после кончины 2 декабря 1389 г. была погребена в обители, о чём свидетельствуют «Рогожский летописец» и Троицкая летопись: «Тое же зимы в Филиппово говение месяца декабря в 2 день, на память святого пророка Аввакума, преставися раба Божия благовернаа княгини Мария Андреева, мати сущи Владимеру, в черницах и схиме, наречно ей в мнишеском чину Марфа. И положена в церкви святого Рождества в честном монастыре, иже сама создала еще сущи в своем животе» («Полное собрание русских летописей», том 15). Считается, что созданию обители содействовали великий князь Московский Дмитрий Иванович Донской и его супруга великая княгиня Евдокия Дмитриевна (в монашестве Евфросиния). Существует две версии первоначального местонахождения обители. По одной из них, монастырь «Рождества Богородицы на Рву» находился в Московском Кремле. По другой версии, Московский Рождественский монастырь был основан на том месте, которое занимает ныне. О возможности переноса Московского Рождественского монастыря на современное место пишет Леонид Андреевич Беляев, который проанализировал сведения источников и мнения исследователей по этому вопросу, однако воздержался от категорического вывода. Большинство исследователей XX–XXI вв. считают, что в названии монастыря в Троицкой и в более поздних Воскресенской и Никоновской летописях упоминаемый «ров» – это крутой берег реки Неглинной, а «Труба» – пролом в стене Белого города, через который и была проложена труба. И монастырь изначально располагался на берегу Неглинной во владениях княгини Марии и её сына князя Владимира Андреевича. Считается, что Московский Рождественский монастырь был создан в память о победе на Куликовом поле по благословению преподобного Сергия Радонежского, который, как полагают исследователи, был духовником княгини Марии и князя Владимира, крестил его детей («Полное собрание русских летописей», том 15).

 



 
PR-CY.ru