МИСАИЛ

МИСАИЛ (1789–1862 гг.) – митрополит Афинский и всей Греции, второй по счёту глава Элладской православной церкви (30 декабря 1861 г. – 21 июля 1862 г.). Родился в западной части острова Крит. В 1800 г., в возрасте 11 лет, поступил в монастырь Божьей Матери Гонья, где получил начальное образование и позже был рукоположён во диакона. С 1809 г. Мисаил учился в Филологической гимназии Смирны, где одним из его преподавателей был Константин Икономос. После окончания гимназии в 1815 г. был рукоположён во иерея и назначен приходским священником греческой общины в Вене и одновременно учителем в греческое школе. По сведениям архиепископа Хризостома (Пападопулоса), там он был представлен российскому императору Александру I и «за благочестивый нрав» награждён орденом. В 1817–1830 гг. был приходским священником и учителем в греческой общине Триеста. В 1827 г. по просьбе Иоанниса Каподистрии проводил сбор средств среди живших в Европе греков на строительство детского дома. В 1830 г. Мисаил отправился в Мюнхен, где возглавил греческую школу, продолжая священническое служение. Одновременно получал богословское образование в Мюнхенском унивеститете. После избрания принца Оттона Баварского первым королём независимой Греции его отец, король Людвиг I Баварский, поручил Мисаилу преподавать юному монарху греческий язык и историю. Сопровождая своего высочайшего ученика, в январе 1833 г. Мисаил прибыл в Грецию. Весной 1837 г. он был назначен профессором (1837–1852 гг.) богословского факультета только что созданного первого в стране университета в Афинах и одновременно деканом (1837–1848 гг.) этого факультета. Преподавал введение в Священное Писание, догматическое богословие, христианскую этику, толкование Ветхого Заветапо Септуагинте, гомилетику. В 1842–1843 и 1850–1851 гг. был ректором университета. Мисаил был активным церковно-общественным деятелем: в 1836–1844 гг. состоял членом Управляющего совета Общества любителей просвещения; в соответствии с завещанием мецената Георгиоса Ризариса содействовал организации первой в Греческом королевстве духовной школы (семинарии) братьев Ризарисов в Афинах. В 1844–1846 гг. был её ректором, до конца жизни оставался членом её Управляющего совета. Принимал активное участие в разрешении конфликта с Константинопольской православной церковью в связи с неканоническим отделением от неё Элладской православной церкви. В 1850 г. прибыл в Константинополь в качестве представителя Священного Синода Элладской православной церкви для ведения переговоров по этому вопросу, завершившихся изданием патриаршего «Томоса», признавшего автокефалию Элладской православной церкви. После возвращения в Афины был назначен секретарём Священного Синода на место ушедшего в отставку архимандрита Феоклита (Фармакидиса). 7 сентября 1852 г. был хиротонисан во архиепископа Патрского и Илийского. В 1861 г., после кончины Афинского митрополита Неофита(Метаксакиса), был избран его преемником. Недолгое управление Мисаилом Элладской православной церковью ознаменовалось освящением нового кафедрального собора в честь Благовещения Пресвятой Богородицы в Афинах (май 1862 г.). Мисаил считался либеральным богословом, тяготеющим к протестантизму. Его «Пособие по христианской этике» воспринималось как перевод одного из протестантских сочинений. Мисаил также был активным сторонником новой организации Элладской православной церкви, разделяя взгляды одного из главных идеологов церковной реформы 1833 г. архимандрита Феоклита (Фармакидиса) на взаимоотношения церкви и государства. Однако, когда архимандрит Феоклит (Фармакидис) выступил против патриаршего «Томоса» 1850 г., Мисаил осудил своего прежнего единомышленника. Мисаил дважды бывал в России: в 1843 г. в связи с исполнением завещания Г. Ризариса как один из душеприказчиков мецената и в 1850–1851 гг. как официальный представитель Синода Элладской православной церкви в связи с признанием её автокефалии.

 
PR-CY.ru