МОСКОВСКИЙ В ЧЕСТЬ ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ СТАВРОПИГИАЛЬНЫЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

МОСКОВСКИЙ В ЧЕСТЬ ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ СТАВРОПИГИАЛЬНЫЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ находится в Москве. Первоначально мужской. Праздник Покрова Пресвятой Богородицы и московское монастырское строительство конца XV в. Согласно летописи, в 1479 г. великий князь Иван III Васильевич заложил в Москве каменную церковь во имя Иоанна Златоуста, «а прежебывшую древяную разобрав», повелел «поставити во своем монастыре Покрова в садех, еже и бысть, первую малую разобрав» («Полное собрание русских летописей», том 25). Московский Покровский монастырь определялся как великокняжеский, находившийся «в садех». Андрей Леонидович Баталов отнёс основание Московского Покровского монастыря ко времени правления великого князя Ивана III Васильевича и предположил, что главный монастырский престол «едва ли не первый в Москве, посвящённый Покрову Божией Матери». По мнению исследователя, перенесение деревянной Златоустовской церкви в Покровский монастырь, отмеченное в летописи, могло быть одним из событий, связанных с устроением обители. Тот же монастырь упомянут в летописи и под 13 августа 1488 г. в связи с пожаром, от которого «загорелась церковь Благовещение на болоте, и от того погорело от града до Кулишке, мало не дошло до Всех святых, да до Покрова в Садех, да по Неглимну, а церквеи згорело 42» («Полное собрание русских летописей», том 18). Всеволод Петрович Выголов, основываясь на местоположении Владимирского храма в Старых Садех (Старосадский пер., д. 11, стр. 1) и Троицкого храма в Хохлах (иногда с добавлением «в садех» – Хохловский пер., д. 12), а также находящегося рядом с храмами Старосадского пер., определяет местоположение обители, отмеченной в летописи под 1479 г., «в самом начале Покровки», полагая, что монастырь поставлен «у самой дороги, по которой князья ездили в свою загородную резиденцию». Великий князь Иван III Васильевич в духовной грамоте, составленной до 16 июня 1504 г., завещал старшему сыну князю Василию различные сёла, «как было при мне, да монастырь Лыщиково (без уточнения посвящения) и з дворы, да Ильинскую слободку, со всем, потому, как есми выменил у Андроникова монастыря» («Духовные и договорные грамоты великих и удельных князей»). «Лыщиков монастырь» отмечен и в духовной грамоте царя Ивана IV Васильевича Грозного, без указания посвящения и также в числе дач, предназначенных старшему сыну Иоанну: «...Да манастырь Лыщиков, и с дворы» («Духовные и договорные грамоты великих и удельных князей»). Учитывая, что церковь на Лыщиковой горе посвящена Покрову Пресвятой Богородицы (Лыщиков пер., д. 10), некоторые исследователи полагали, что именно там находился упомянутый в летописи под 1479 г. монастырь. Однако термин «монастырь» мог обозначать не только монашескую общину с кельями и храмом, но и церковный двор. Такое толкование встречается в словаре Владимира Ивановича Даля («...кладбище, церковный двор, погост, церковная земля со строением, домами попа и причта»), а также в «Словаре русского языка XI–XVII вв.» («монастырский или церковный двор»). Возможно, таковым и являлся «Лыщиков монастырь», отмеченный в духовной грамоте великого князя Ивана III Васильевича, поскольку он упомянут, во-первых, без указания посвящения, во-вторых, среди не церковных объектов, а сёл и дворов, купленных у Андроникова в честь Нерукотворного образа Спасителя монастыря, а также передавался как собственность.

 



 
PR-CY.ru