МОСКОВСКИЙ В ЧЕСТЬ БОГОЯВЛЕНИЯ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

МОСКОВСКИЙ В ЧЕСТЬ БОГОЯВЛЕНИЯ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ находился в Москве. Основание монастыря в конце XIII – начале XIV вв. доказано благодаря археологическим раскопкам под руководством Леонида Андреевича Беляева в 1970–1980 гг. и реставрации (архитекторы Бориса Прокофьевича Дедушенко, Надежда Ивановна Даниленко) монастырского собора конца XVII в., которые открыли два древних каменных здания и дали убедительный материал для построения хронологии обители, изменив и обогатив её архитектурную и культурную историю. Поздняя историческая традиция приписывает основание Московского Богоявленского монастыря Московскому князю Даниилу Александровичу. Исследователи, опираясь на историческое сказание о начале Московского Богоявленского монастыря из его «домовой» копийной книги 1680–1682 гг., по-разному определяют это время. Дмитровский епископ Никодим (Белокуров) временем устроения обители считал 1296 г., академик Михаил Николаевич Тихомиров – 1292 г. Однако другие исследователи полагают, что основание Московского Богоявленского монастыря следует датировать более широко: концом XIII – началом XIV вв., но не позднее 1303 г., когда скончался великий князь Даниил Александрович и, согласно сказанию, по его приказу «сия пречестная обитель Богоявления во дни государства его сделана и церкви возграждены деревянные, и келии». Существование кладбища XIII в. на месте будущего Московского Богоявленского монастыря позволяет исследователям предполагать, что здесь стояла приходская церковь, которую позже сменил монастырский собор. Однако точной даты основания монастыря археология не называет. Московский Богоявленский монастырь стоял на возвышенном плато к востоку от Кремля, недалеко от начала большой дороги (впоследствии Никольская ул.) и ближе к реке Неглинной, чем к Москве-реке. Северная сторона стен Московского Богоявленского монастыря с воротами выходила на торговую дорогу из Москвы в Ростов, а западная – к стенам Кремля. Именно здесь до конца XVII в. был вход в обитель. С XIV в. Московский Богоявленский монастырь стал привлекать знатных и богатых горожан, принявших решение уйти в обитель. Согласно Житию преподобного Сергия Радонежского, около 1330–1340 гг. в обители проживал авторитетный инок Геронтий. В монастыре нёс послушание и, возможно, принял постриг сын боярина Фёдора Бяконта Елевферий (впоследствии митрополит всея Руси Алексий). До 1342–1344 гг. здесь вместе с преподобным Стефаном Радонежским они пели на клиросе. Московский Богоявленский монастырь оказался в самом центре политической и социально-экономической жизни Московского великого княжества. К монастырю благоволили не только влиятельные светские и духовные лица, но и Калитовичи. От Калитовичей, потомков тысяцких Вельяминовых, московских бояр и других вкладчиков Московский Богоявленский монастырь получал земельные и промысловые владения, щедрые денежные и имущественные вклады. В 1382–1571 гг. Московский Богоявленский монастырь неоднократно разорялся во время ордынских нашествий на Москву. В 1467 г. в Московском Богоявленском монастыре проживали 66 насельников. Устав был келлиотским, или особножитийным, затем в нём стали проявляться черты общего жития.

 



 
PR-CY.ru