МОГИЛЁВСКИЙ БРАТСКИЙ В ЧЕСТЬ БОГОЯВЛЕНИЯ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

МОГИЛЁВСКИЙ БРАТСКИЙ В ЧЕСТЬ БОГОЯВЛЕНИЯ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ находился в городе Могилёве. Основан в 1619–1620 гг. Обитель тесно связана с Могилёвским Крестоносным православным братством, первоначально организованным при могилёвском Спасском мужском монастыре по инициативе священников и мирян, получивших на это грамоту 21 марта 1597 г. Возникнув сразу после заключения Брестской унии 1596 г., братство имело непростые отношения с королевской властью, которые усугублялись проводимой её представителями церковной политикой. 9 октября 1618 г. одним из решительных действий братчиков и могилёвских мещан, которых поддерживал письмами настоятель вильнюсского в честь Сошествия Святого Духа на апостолов мужского монастыря архимандрит Мелетий (Смотрицкий), стал запрет на въезд в город Полоцкого униатского епископа Иосафата (Кунцевича). В 1620 г. священники заявили ему об отказе совершать богослужения в церквах Могилёва, перешедших униатам, из-за этого «дети без крещения от сего свету отходят». Учитывая дискриминационные законы Речи Посполитой в отношении православных, Могилёвский Братский монастырь мог быть устроен только на частной территории, которая была выкуплена под застройку в центре Могилёва. Формально земля стала принадлежать авторитетному землевладельцу князю И.Б. Огинскому. Ещё 4 июня 1619 г. он «внёс в Виленские трибунальные книги свой дарственный фундуш на имя Виленского братства». Братству покровительствовали некоторые представители православного магнатского рода Воловичей. В трибунальном суде князь И.Б. Огинский официально передал права на выкупленную землю братству, лишившемуся своего центра – могилёвского Спасского монастыря, обладавшего большими налоговыми привилегиями и правом сбора денег за перевоз на реке Днепре. Такое юридическое решение обеспечивало защиту в суде основателей Могилёвского Братского монастыря от возможных имущественных притязаний униатов. Добившись выгодного для себя постановления суда польского короля Сигизмунда III Вазы, униаты ещё 22 марта 1619 г. получили грамоту, по которой братчики и другие православные жители Могилёва остались без храмов, отданных в собственность униатам. В письме от 12 марта 1622 г. литовский канцлер Лев Иванович Сапега предложил Полоцкому униатскому епископу Иосафату (Кунцевичу) из-за сложившейся ситуации вернуть православным их церкви, но это пожелание не было принято. В 1623 г. инстигатор Великого княжества Литовского обращал внимание короля Сигизмунда III Вазы на то, что «рада Могилёва сумела приобрести привилегию, по которой ей разрешалось выкупать дома и участки, принадлежавшие шляхте, боярам, духовенству, пушкарям, издавна относившимся к юрисдикции замка». В эти тяжёлые годы наставниками могилёвских братчиков выступили представители Виленского православного Свято-Духовского братства, самого влиятельного в Речи Посполитой. С представителями Виленского и Львовского православных братств могилёвцы поддерживали связи ещё с конца XVI в. Учитывая свою стеснённость в совершении богослужений, жестокое преследование православных священников, запрет строить и ремонтировать церкви в Полоцкой епархии и другие ограничения, касавшиеся православных, послы могилёвского братства добились того, что 19 мая 1620 г. возвращавшийся домой из Москвы через земли Речи Посполитой Иерусалимский патриарх Феофан III выдал им в Киеве благословенную грамоту на организацию Могилёвском Братском монастыре уже существовавшее училище.

 



 
PR-CY.ru