МОИСЕЙ, Близнецов-Платонов Михаил Ильич - Страница 4

По свидетельству биографа, Моисей «любил писать вдруг от начала до конца, следуя не строгому логическому порядку, а влечению чувств (таковых писанных вчерне карандашом поучений немало найдено было после его смерти»). Гавриил (Городков) в надгробном Слове дал характеристику проповедей Моисея: «Мы слышали, как он, украшенный от природы сановитою наружностию, гремел от высоты сего священного места (соборной кафедры) гласом величественного красноречия, происходящего не от минутного восторга, но из самого основания души его, сознавали, как он восхищал дух наш высотою мыслей, правильностию суждений, силою выражений и другими качествами истинного витии, приобретёнными долговременным упражнением и опытностию». При жизни Моисея было напечатано около десятка Слов и поучений, большинство же их остались в рукописях и хранились в Нижегородском консисторском архиве. Наиболее известны исследователям были Слово о патриотизме, произнесённое 25 июля 1812 г. в Макариевом Желтоводском во имя Святой Троицы монастыре во время ярмарки, Слово при открытии ярмарки, переведённой в 1818 г. из города Макарьева в Нижний Новгород, в котором Моисей учил, что «от воззрения веры и стропотные пути обращаются в пути гладки», Слово, сказанное 17 августа 1823 г. при освящении нижегородского в честь Воздвижения Креста Господня женского монастыря, перенесённого по распоряжению Моисея на новое место после 200-летнего существования на берегу Волги. Не были изданы проповеди и после смерти архиерея. В духовном завещании Моисей повелел напечатать их в пользу будущей богадельни, которую епископ предполагал устроить на своей родине в Тешилове. Для улучшения качества проповедей духовенства Нижегородской епархии Моисей составил специальную инструкцию об обязанностях священнослужителей по проповедованию Слова Божия, которую разослал по епархии, и требовал её точного исполнения. Предписал каждому образованному священнику произносить по 12 проповедей в год, лично просматривал и вносил правки. Эта инструкция служила руководством к составлению и произнесению проповедей для духовенства епархии в течение почти 50 лет, в 1863 г. была «восполнена» новой, написанной по распоряжению Нижегородского епископа Нектария (Надеждина). Моисей составил инструкцию (17 июня 1824 г.) и по случаю посещения епархии императором Александром I с подробным указанием, каким образом надлежит устроить встречу во время проезда императора по сёлам, в которых нет крупных храмов (опубликовано); заботился о присоединении старообрядцев и раскольников различного толка к единоверию. Так, в частности, распорядился передать из кафедрального собора в единоверческую церковь в селе Медведеве Семёновского уезда «древний крест, приложенный 1 апреля 1434 г. в нижегородский собор великою княгинею Вассою, дочерью князя Василия Дмитриевича». 31 октября 1823 г. Моисей начал писать сочинение «Книга ума и сердца» (впоследствии переделано в духовное завещание), предполагая удалиться на покой. Намеревался устроить в селе Тешилове скит по примеру созданной митрополитом Платоном (Левшиным) Вифанской обители (см. Вифанский в честь Преображения Господня мужской монастырь).

 



 
PR-CY.ru