МАЦУЛЕВИЧ Леонид Антонович

МАЦУЛЕВИЧ Леонид Антонович (1889–1959 гг.) – российский историк искусства, специалист по памятникам эпохи великого переселения народов, Византии и раннехристианского Причерноморья (особенно монументальной живописи средневековой Грузии), по древнерусскому искусству; доктор искусствоведения, член-корреспондент Академии Наук Грузии (1946 г.). Ученик Дмитрия Власьевича Айналова, Л.А. Мацулевич в дореволюционные годы внёс вклад в исследование памятников Великого Новгорода (Знаменский собор, храмы Детинца) и Пскова (Снетогорский монастырь). Изучал фрески церкви Успения Пресвятой Богородицы на Волотовом поле близ Новгорода (издал первое монографическое исследование, обосновав дату создания фресок (XIV в.) и сопоставив стиль с византийскими и южнославянскими фресками); фотосъемка Л.А. Мацулевича 1909–1910 гг. утраченных в годы Великой Отечественной войны фресок Успенской церкви использована Михаилом Владимировичем Алпатовым и др.; введена в научный оборот Герольдом Ивановичем Вздорновым в книге «Фрески церкви Успения на Волотовом поле близ Новгорода» (М., 1989 г.). С 1918 г. Л.А. Мацулевич работал учёным хранителем, заместителем директора Государственного Эрмитажа (1920–1921 гг.), заведующим отделом Государственного Эрмитажа византийской и «готской» коллекции (1939–1952 гг.). Организовал одну из первых в мире выставок византийского искусства – «Византия и эпоха великого переселения народов» (с 8 ноября 1927 г., в настоящее время залы итальянской живописи Ренессанса), в концепции которой раскрыл на примере формирования стилевого единства процесс перехода памятников эллинистическо-римской культуры к христианским памятникам коптского Египта, Константинополя и Причерноморья. На материале византийской серебряной посуды IV–VII вв. Л.А. Мацулевич создал особый метод атрибуции, сочетавший стилевой анализ со скрупулёзным археолого-музейным исследованием. Основанная на этом методе капитальная работа «Византийский антик» (1929 г.) стала одной из классических в мировом искусствоведении. В ней обоснована датировка предметов Государственного Эрмитажа VI–VII вв. (раньше относили ко II–III вв.) и выделен особый стиль изображения мифологических сюжетов ранней Византии: лишённый античного натурализма и пластической моделировки, условно-схематичный. В годы гонений на православную веру отделение Византии в Государственном Эрмитаже было закрыто (1931 г.), но Л.А. Мацулевич сумел и в 1930–1940 гг. дополнить и развить свою концепцию, изучив культурное взаимодействие варваров и Византии и выдвинув гипотезу об изготовлении в империи особых даров для дипломатических целей, выполненных с учётом вкуса варваров. Для этого он обратился к изучению культуры готов и сарматов, работая в сармато-готской секции Государственного Эрмитажа и в Государственной Академии истории материальной культуры (1928–1941 гг.). С 1920 гг. и особенно в конце жизни Л.А. Мацулевич исследовал позднеантичные и средневековые памятники Грузии. Л.А. Мацулевич преподавал в Институте истории искусства ИСА РАН (1918–1922 гг.), в Ленинградском государственном университете (1939–1952 гг.); столетие со дня его рождения ученики отметили специальной научной сессией Государственного Эрмитажа.

 
PR-CY.ru