МЕТРОФОНИЯ

МЕТРОФОНИЯ (греч. «считаю (музыкальные) ступени») – термин византийской музыкальной теории. В широком смысле метрофонией может называться любое учебное пособие, направленное на изучение знаков нотации, обозначающих разные интервалы, а также освоение интервального содержания мелоса песнопения. Так, тот способ овладения нотацией, который предлагается в руководствах типа «Протопападики», является метрофонией, хотя этот термин в них не указан. В этом учебном разделе каждый знак нотации подписан номером, расшифровывающим его интервальное значение: его отсутствие – унисон, α – секунда, β – терция, γ – кварта и т.д. В обучении следовало не только исполнять знаки согласно их значениям, но и пропевать их с заполнением скачкообразных движений, т.е. с поступенным «измерением» тех интервальных шагов, которые содержит скачок (см., например, рукопись Российской национальной библиотеки, вторая половина XIII в.). В так назваемых дидактических песнопениях метрофония может иметь несколько значений. Во-первых, под метрофонией может подразумеваться пропевание мелодических строк песнопения с заполнением всех скачков поступенным движением. За этим этапом освоения песнопения, как правило, следует исполнение его методом параллаги, т.е. с пропеванием каждой ступени в виде многосложной апихимы («ананес», «неанес» и далее). Во-вторых, в певческих рукописях исследователи встречают такие упражнения-метрофонии, когда предлагается исполнение восходящих и нисходящих мотивов внутри одной интервальной схемы по всем гласам. Такой способ изучения того, каким образом различные интервальные последовательности обрабатываются в песнопениях, в дальнейшем был продолжен в дидактическом сочинении Григория Буниса Алиата «Метод составления параллаги метрофонии и мелоса, всеполезнейшего», в котором приведены многочисленные варианты мелодического движения вверх и вниз по ступеням и со скачками: «Так поднимаешься, так спускаешься» четвёртого плагального гласа. Этот памятник важен для понимания того, как развивался мелизматический стиль в византийском певческом искусстве. Оба способа изучения песнопения (метрофония и параллаги) были своеобразно объединены Мефонским епископом Иосифом, в трактате которого «Толкование параллаги» представлен способ изучения различных гласовых разновидностей (дифонии и трифонии) в виде метрофонии. О значении метрофонии для византийской музыки исследователи судят по замечанию иеромонаха Гавриила из монастыря Ксанфопулов (середина XV в.), что метрофония является «началом и законом» и таким образом «непременным условием певческого искусства». Другие способы метрофонии представлены в сочинениях Акакия Халкеопулоса и анонимного автора начала XVI в. В период теории Нового метода Хрисанф из Мадита определил метрофонию как способ прочтения мелоса песнопения по знакам предшествующей средневизантийской нотации, которая трактуется как «тайнозамкненная», т.е. фиксирующая только интервальную схему. Таким образом, метрофония – это исполнение только «скелета» мелодической линии песнопения, за которым требуется пропевание его «экзегезиса», т.е. «реально звучащего» мелоса.

 
PR-CY.ru