МАНУИЛ АРГИРОПУЛ, Мануил Аргир

МАНУИЛ АРГИРОПУЛ, Мануил Аргир – маистор, византийский мелург (конец XIV – первая половина XV вв.). Самое раннее упоминание его имени содержится в «Аколуфии» 1390–1410 гг. Принадлежал к роду Аргиропулов, одному из самых известных на Крите и в Константинополе, многие его представители преуспели в науке (например, гуманист Иоанн Аргиропул) и в церковной музыке (например, мелурги Георгий Аргиропул, Иоанн Аргиропул, Феодор Аргиропул и Феофилакт Аргиропул). Тождество Мануила Аргиропула и Мануила Аргира с острова Родос, по мнению исследователей, подтверждается свидетельством Мануила Хрисафа в «Матиматарии» 1458 г.: «Аргиропула с Родоса», впоследствии воспроизводившимся в других рукописях (например, Библиотека Академии Наук, середина XVIII в.). В то же время указание на родосское происхождение часто сопровождает только прозвище мелурга. В одной рукописи наряду с Аргиропулом упоминается Аргир с Родоса; в списке мелургов начала XIX в. имена Аргира Родосского и Мануила Аргиропула приведены также отдельно. Тем не менее, в пользу свидетельства Мануила Хрисафа говорит двойная атрибуция двух произведений в разных списках: кратима четвёртого гласа, надписанная Маунилом Хрисафом как произведение Аргиропула, в других кодексах того же времени помещена с именем Мануила Аргиропула (XV в.), а «украшение» матимы Иоанна Кукузеля на память архангелов (8 ноября) «Невещественное существо» второго гласа приписывается как Мануилу Аргиропулу (Российская национальная библиотека, вторая половина XV в.), так и Мануилу Аргиру (XVI в.). Титул маистора, сопровождающий имя Мануила Аргиропула в рукописях, свидетельствует, по мнению исследователей, о том, что его мастерство в музыкальном искусстве чрезвычайно высоко оценивалось как в его время, так и в последующие века. Его произведения, копировавшиеся вплоть до конца XVIII в., принадлежат к константинопольской певческой традиции, что отражено в надписаниях. Из надписания мелоса Мануила Аргиропула на четвёртый плагальный (восьмой) глас для 15-сложника Иоанна Ласкаря «Да светит мне свет невечерний» исследователи сделали вывод, что первый был учеником второго – известного учителя пения и основателя школы церковной музыки на Крите, носившего титул лампадария. Исследователи отмечают, что во многих случаях сочинения Иоанна Ласкаря и Мануила Аргиропула помещаются в одних и тех же кодексах. Ещё один 15-сложник, распетый Мануилом Аргиропулом, – «Царица небес, Всецарица Дево» на четвёртый плагальный глас. Наибольшее распространение в рукописной традиции получили причастны Мануила Аргиропула: «Хвалите Господа с небес» на первый глас, на четвёртый глас (транскрипция Хурмузия), на второй плагальный (шестой) глас, «Чашу спасения», «Тело Христово» на четвёртый глас. Из других песнопений литургии именем Мануила Аргиропула надписаны аллилуиарии третьего гласа и четвёртого гласа, херувимские третьего, первого плагального и второго плагального гласов (первая, «украшенная» Мануилом Хрисафом). Мануил Аргиропул составил мелос стихов третьей статии песнопения «Блажен муж» на четвёртый плагальный глас «Ты же, Господи, заступник мой еси» и «Аз уснух и спах», стихиры Николаю Мирликийскому (6 декабря) «Человече Божий» второго плагального гласа (транскрипция Хурмузия, первая половина XIX в.), стихи непорочнов на погребение монахов «Мене ждаша, Господи» на первый плагальный глас и «Стопы моя» на третий глас, кратим (ихим), в том числе четвёртого гласа. Некоторые произведения надписаны только прозвищем Аргиропул, поэтому исследователи не всегда могут определить, принадлежат ли они Мануилу Аргиропулу или другим мелургам.

 
PR-CY.ru