МОИСЕЙ, Моисет

МОИСЕЙ, Моисет; лат. Moyses, Moysetes (IV в.) – епископ сарацин (арабов), святитель (память в Западной церкви 7 февраля). Наиболее ранние упоминания о Моисее содержатся в сочинениях церковных историков V в. и имеют отношение к внешней и церковной политике императора Валента (364–378 гг.), а также к христианизации Аравии. В латинском переводе «Церковной истории» Евсевия Кесарийского, выполненном Руфином Аквилейским, сообщается, что Мавия (375–425 гг.), царица сарацин, подняла восстание против римского правления. Под её предводительством сарацины начали разрушать города и крепости на палестинской и аравийской границах Римской империи, а также опустошать соседние провинции. В качестве условия заключения мирного договора Мавия потребовала от римлян назначить епископом для своего народа Моисея, который вёл монашескую жизнь в пустыне недалеко от владений царицы и прославился благодеяниями, добродетелью и чудесами. Требование Мавии было удовлетворено. Однако в Александрии Моисей отказался принять сан от арианина архиепископа Лукия. В присутствии римских военачальников и народа Моисей смело обличил заблуждение еретика и его жестокость по отношению к правоверным христианам. Опозоренный Лукий был вынужден согласиться на то, чтобы святой принял епископский сан от пребывавших в изгнании православных священнослужителей. Моисею удалось достигнуть мира «со сверепейшим народом» и сохранить «незапятнанной общность католической церкви». Сократ Схоластик позаимствовал сведения из «Церковной истории» Руфина Аквилейского, добавив, что Моисей по происхождению был сарацином; после его назначения епископом мир с римлянами был восстановлен, так что впоследствии дочь Мавии вышла замуж за римского военачальника Виктора. Рассказ об опустошительной войне Мавии и о рукоположении Моисея во епископа повторяется в «Церковной истории» Созомена, который добавляет, что Моисей многих сарацин обратил ко Христу. Феодорит Кирский уделяет больше внимания диалогу между арианином Лукием и Моисеем, исповедующим веру согласно Никейскому Собору, а не войне между сарацинами и римлянами. Исследователи полагают, что Мавия начала войну против римлян в 376 г.; мирный договор с императором Валентом и назначение Моисея епископом последовали не позднее 378 г. Согласно Житию святого Виллибальда (см. ст. Виллибальд), папа Римский Григорий XIII (731–741 гг.) обратился к святому с призывом примкнуть к миссии святого Бонифация в Германии и в качестве примера привёл Моисея, который после поставления во епископа получил в удел «свирепейшее племя». В «Хронике» Михаила Сирийца (XII в.) также рассказывается о назначении Моисея епископом сарацин; о Мавии говорится, что по происхождению она была римлянкой и, после того как стала женой арабского царя, не изменила веры. Благодаря Мавии, которая пришла к власти после смерти супруга, многие обратились ко Христу. В западных «исторических» Мартирологах IX в. поминовение Моисея появляется благодаря Адону Вьеннскому, который поместил в своём Мартирологе под 7 февраля память святого и сказание о нём, составленное на основе «Церковной истории» Руфина Аквилейского. Адон Вьеннский исказил имя епископа, назвав его Моисетом (Moysetes), и добавил, что он почил в мире. Под этим же числом память Моисея содержится в Мартирологе Узуарда. В Мартирологе Ноткера Заики из-за ошибки переписчика указание «в Британии» было добавлено к тексту о Моисее, а не к сообщению о священномученике Авгуле, имя которого здесь пропущено. В «Мартирологе» Пьетро Галезини и в «Римском Мартирологе» кардинала Цезаря Барония (1570–1580 гг.) под 7 февраля обозначена память Моисея, который назван епископом Египта. По мнению болландистов, Цезарь Бароний, локализовав место епископского служения святого в Египте, возможно, подразумевал Моисея Мурина или другого одноимённого египетского подвижника. В современной редакции «Римского Мартиролога» под той же датой говорится о том, что Моисей вёл отшельническую жизнь недалеко от горы Синай.

 
PR-CY.ru