МИХАИЛ III

МИХАИЛ III (ум. около 1456 г.) – Антиохийский патриарх (с 14 сентября 1451 г.). До патриаршества носил имя Марк, был епископом Сайднаи. Это крупное христианское селение с монастырём в честь Успения Пресвятой Богородицы и ещё несколькими обителями было важнейшим духовным центром Сирии. Исследователи полагают, что в середине XV в. региональная элита сайднайских христиан доминировала в Антиохийской церкви. Предшественником Михаила III на патриаршем престоле был Дорофей I (1434/1435 – 1451 гг.), уроженец Сайднаи и епископ этого селения. Исследователи полагают, что Михаил III был преемником Дорофея на Сайднайской кафедре. В Ватиканской библиотеке хранится сироязычная Триодь с колофоном епископа Марка от марта 1446 г. Согласно этой записи, книгу взял в одном из сайднайских монастырей Юханна (Иоанн), епископ Хомса. После его смерти (1431 г.) рукопись осталась у родственников почившего. 15 лет спустя епископ Марк отправился в Кару и добился возвращения Триоди в Сайднаю. Патриарх Дорофей I скончался 8 сентября 1451 г., а уже 14 сентября состоялась интронизация Михаила III. По сообщению архидиакона Павла Алеппского, опиравшегося на некое письменное свидетельство, новый первосвятитель был избран общиной Дамаска в присутствии архиереев Бостры, Бейрута, Эль-Хусна, Евхаит, Хамы, Эз-Забадани, Ябруда, Кары, Аккара и др. Некоторые из этих престолов отстоят от Дамаска на 200 км, из чего следует, что епископы собрались ещё до кончины Дорофея I, и операция по передаче власти от одного сайднайского ставленника к другому была заранее тщательно проработана. В 1456 г. на Ближний Восток прибыл папский легат М. Жибле, имевший целью склонить восточных патриархов к принятию Флорентийской унии (см. Ферраро-Флорентийский собор), отвергнутой ими на поместном Соборе 1443 г. Легат вступил в переговоры с Михаилом III и некоторыми архиереями Атиохийской церкви. По донесениям М. Жибле, патриарх благосклонно принял папские предложения, однако скончался вскоре после начала контактов. Престол унаследовал его брат Марк III, ещё один представитель сайднайского клана. Дальнейшие соглашения об унии подписывали уже Марк III и его преемник Иоаким III. Данные о миссии М. Жибле сохранились в составе рукописного сборника «Liber rubeus», но уже в XVII в. учёные высказывали сомнения в его аутентичности. Дипломатическая активность папского эмиссара не подтверждается никакими другими источниками. Арабо-христианские хронисты Антиохийский патриарх Макарий III аз-Заим и архидиакон Павел Алеппский отводили патриаршеству Михаила III всю вторую половину XV в. и не знали патриархов Марка III и Иоакима III. Вместе с тем Антиохийский патриарх по имени Михаил упоминается в источниках конца 1460 – 1480 гг. Ряд исследователей, начиная с Мишеля Лекьена, полагали, что речь идёт о двух патриархах второй половины XV в., носивших имя Михаил. Версию Мишеля Лекьена воспроизвёл арабо-униатский историк XVIII в. Юханна аль-Уджайми. К. Каралевский полностью соглашался с данными сборника «Liber rubeus» и поместил в своём перечне Антиохийских патриархов Михаила III с датировкой 1451–1456 (?) гг. и Михаила IV с датировкой около 1470 г. – до 1484 гг. Однако Ж. Насралла придерживался версии патриарха Макария и Павла Алеппского о существовании только одного патриарха Михаила, чьё правление продолжалось 46 лет (сентябрь 1451 г. – сентябрь 1497 г.). Наряду с этим в более поздних трудах исследователь приводил сведения из «Liber rubeus» без комментариев. Поскольку сообщения М. Жибле о персоналиях ближневосточных патриархов конца 1450 гг. в той мере, в какой они поддаются проверке, не противоречат имеющимся данным, исследователи готовы принять информацию о его миссии за отсутствием убедительных доказательств, опровергающих её. Таким образом, как полагают исследователи, на Антиохийский престол во второй половине XV в. восходили два патриарха по имени Михаил, и правление первого из них, Михаила III, продолжалось около пяти лет.

 
PR-CY.ru