МИТРОФАН III

МИТРОФАН III (около 1520 – 1580 гг.) – Константинопольский патриарх (январь 1565 г. – 4 мая 1572 г., ноябрь 1579 г. – 9 августа 1580 г.). Имя в миру – Михаил. Отец Митрофана III был болгарином, занимался продажей черепицы. Митрофан III в ранней молодости отправился на Афон, принял постриг в Великой Лавре, там же был рукоположён во иерея и отправлен в Константинополь для сбора финансовой помощи монастырю. Там он стал настоятелем церкви святой Параскевы в квартале Хаскёй. Патриарх Дионисий II Галатянин (1546–1556 гг.) поставил Митрофана митрополитом Кесарии Каппадокийской (дата поставления исследователям неизвестна, первое упоминание в этом сане относится к июню 1546 г.). В качестве патриаршего экзарха Митрофан отправился в Рим и Венецию. Важнейший источник сведений о миссии Митрофана – неизданная редакция «Хроники» Псевдо-Дорофея Монемвасийского, которая содержит отсутствующий в более распространённой редакции, опубликованной в Венеции в 1631 г., рассказ о путешествии Митрофана в Италию и его последствиях. Если в целом «Хроника» Псевдо-Дорофея носит неблагожелательный характер по отношению к Митрофану и его деятельности в Италии, то в этом рассказе сделана попытка оправдать Митрофана и Дионисия II. Исследователи полагают, что он был написан очевидцем событий, одобрявшим их действия. В задачи Митрофана входили разрешение спорных вопросов внутренней жизни греческой общины Венеции и сбор пожертвований в пользу Константинопольского патриархата. Переводчиком Митрофана в Италии стал греческий учёный Иоанн Зигомала. От декабря 1546 г. сохранился документ, изданный Митрофаном. Он предписывал наказание для всякого, кто скрывает имя виновного в краже почитаемой иконы Пресвятой Богородицы из церкви святого Георгия в Венеции. В 1548–1549 гг. Митрофан прилагал усилия к публикации в Венеции греческих богослужебных и канонических книг. Его переписка с патриархом свидетельствует о том, что все решения, связанные с внутренней жизнью общины, Митрофан принимал исключительно с одобрения Дионисия II. Деятельность Митрофана в Италии была успешной: ему удалось завоевать доверие иерархов Римско-католической церкви и добиться от папы Римского Павла III (1534–1549 гг.) пересмотра ранее введённых им мер, ограничивавших права греческой общины. Однако миссия Митрофана была негативно воспринята Константинопольским клиром, и его обвинили в униатстве. Самое сильное недовольство вызвала аудиенция Митрофана у папы Римского Павла III в 1547 г., в ходе которой Митрофан преподнёс папе частицы мощей святых. В документе Синода, изданном в ноябре 1547 г., т.е. ещё в то время, когда Митрофан пребывал в Италии, он назван «премерзким нечестивцем», который, осуществляя униатский план Дионисия II, «объединился с нечестивым ересиархом, папой латинян, и присоединил к ним кафолическую православную Церковь, притворившись Константинопольским легатом». Перед возвращением в Константинополь Митрофан издал акт, в котором назначал ответственных за реализацию инициированных им мер по упорядочению религиозной жизни греческого населения Венеции. Этот акт датирован 6 мая в греческой и 4 июня 1549 г. в итальянской версии. К этому времени над Дионисием II нависла угроза низложения. После возвращения в Константинополь Митрофан заявил, что ответственность за сближение с католиками лежит на нём одном, а патриарх не имеет к этим действиям никакого отношения.

 



 
PR-CY.ru