МЕДИОЛАНСКИЕ СОБОРЫ

МЕДИОЛАНСКИЕ СОБОРЫ (IV–V вв.) – церковные поместные Соборы, проходившие в городе Медиолане (ныне Милан). После принятия Афанасия I Великого в общение с Римской церковью (на Римском Соборе 340 г.) окончательно оформился раскол западных омоусиан (сторонников первого вселенского Собора) и восточных противников никейского учения о единосущии (в результате противостояния восточных и западных епископов на Антиохийском Соборе 341 г. и Сардикийском Соборе 343 г.). Для достижения канонического мира и догматического единомыслия император Констанций II (сторонник арианства) принял решение вмешаться в церковные дела, ослабить влияние Римских епископов, а также последователей никейского вероучения. В последнем он видел опасность возрождения монархианского динамизма (см. Монархианство), проявившегося в богословии епископа Фотина Сирмийского (ученика епископа Маркелла Анкирского). По мнению Шарля Пьетри, Медиоланский Собор 346 г. был созван с целью примирения Римского епископа Юлия I с восточными епископами в лице Евдоксия Германикийского, Македония Мопсуестийского и Мартирия, предлагавших епископу Юлию мир на основании четвёртой Антиохийской формулы, в которой обходился молчанием вопрос о единосущии Отца и Сына. Император лично присутствовал на заседании Медиоланского Собора 22 июня. Собор осудил епископа Фотина Сирмийского как еретика. Собор 348 г. в присутствии императора Констанция II низложил епископа Фотина Сирмийского. Формальное покаяние перед Собором ариан Урсакия, епископа города Сингидун (ныне Белград), и Валента, епископа города Мурса (ныне Осиек, Хорватия; см. Валент и Урсакий), осуждённых православными западными епископами на Сардикийском Соборе 343 г., было призвано, по мнению исследователей, заслонить собой последовавшую за осуждением епископа Фотина компрометацию перед восточными епископами никейского омоусианства, выставленного в качестве скрытого модализма. В результате Собор в ещё большей степени выявил проарианскую политику императора Констанция II. В целом Медиоланские Соборы 346–348 гг. стали важным этапом на пути развития конфликта между омоусианами и проариански настроенными епископами, который вылился в открытое противостояние на Соборе 355 г. Император Констанций II, установив власть над западной частью Римской империи, пытался приобщить к арианской ереси западных епископов. Осуществив низложение епископа Фотина, император Констанций II решил подвергнуть повсеместному осуждению Афанасия I Великого вплоть до его анафематствования. Для этого император собрал небольшой Арелатский Собор (353 г.), на котором вынудил присутствующих епископов подписать заочное осуждение Афанасия I Великого за нарушение канонической дисциплины. Римский епископ Либерий, протестуя против беззаконного осуждения, потребовал созыва нового Собора, который мог бы пересмотреть дело Афанасия I Великого.

 



 
PR-CY.ru