МАРКЕЛЛ Анкирский

МАРКЕЛЛ Анкирский (ум. в 374/375 г.) – богослов, участник арианских споров. Важнейшими источниками сведений о жизни и богословском учении Маркелла являются направленные против него полемические сочинения Евсевия Кесарийского «Против Маркелла» и «Церковное богословие», труд Епифания Кипрского «Панарион», историко-полемические сочинения Афанасия I Великого «Защитительное слово против ариан», «Защитительное слово о бегстве своём», «Послание о Соборах в Аримине Италийском и Селевкии Исаврийской» и «История ариан», историко-полемический трактат Илария Пиктавийского, известный под названиями «Исторические фрагменты» и «Книга против Валента и Урсакия»; одна из глав посвящена Маркеллу в сочинении Иеронма Стридонского «О знаменитых мужах»; некоторые сведения о Маркелле содержатся в трудах византийских церковных историков V в. Сократа Схоластика, Созомена и Феодорита Кирского. Первое свидетельство о церковной деятельности Маркелла относится к 314 г. Исследователи полагают, что он председательствовал на Анкирском Соборе, созванном с целью разрешения проблем, возникших после Великого гонения на христиан (согласно иной точке зрения, основанной на указаниях некоторых манускриптов, на этом Соборе председательствовал епископ Виталий Антиохийский; во всяком случае, в этот период Маркелл уже возглавлял Анкирскую кафедру). В 325 г. он принял участие в первом Вселенском Соборе в Никее и решительно поддержал осуждение учения Ария. В начале 330 гг. Маркелл вновь оказался вовлечён в богословскую полемику: написал трактат, направленный против субординационистского учения о Пресвятой Троице Астерия Софиста. В этом сочинении Маркелл также подверг критике богословие Оригена и ряда влиятельных восточных епископов, включая Евсевия Никомидийского, Евсевия Кесарийского, Павлина Тирского и Наркисса Неронианского. Маркелл был обвинён в приверженности монархианству Евсевием Кесарийским, написавшим для опровержения его богословской позиции два полемических трактата. Полемическое сочинение против учения Маркелла было также составлено преемником Евсевия на Кесарийской кафедре Акакием. В 335 г. на Соборах в Тире и Иерусалиме Маркелл отказался поддержать евсевиан (партию последователей Евсевия Никомидийского), попытавшихся лишить кафедры Афанасия I Великого. В свою очередь, богословские взгляды Маркелла были подвергнуты участниками Соборов жёсткой критике. В 336 г. Маркелл был осуждён и низложен евсевианами на Константинопольском Соборе в присутствии императора Константина I Великого. В 337 г. Маркелл, скорее всего, как полагают исследователи, вернулся на короткое время на свою кафедру, но, как предполагают некоторые исследователи, в 338 или 339 г., после восшествия на престол императора Констанция II, на небольшом Соборе в Константинополе состоялось повторное рассмотрение дела Маркелла, и он вновь был осуждён. Маркелл смог покинуть восточные области и добраться до Италии, куда в это время прибыл и повторно низложенный евсевианами Афанасий I Великий. Оба епископа обратились с жалобой на действия евсевиан к Римскому епископу Юлию I.

 



 
PR-CY.ru