МОНАРХИАНСТВО - Страница 3

Около 244 г. епископ Бостры Аравийской Берилл проповедовал учение, совмещающее в себе тезисы адопцианства и модализма. Он учил о Христе как о человеке и утверждал, что Он не обладал собственной сущностью до воплощения. Божественную природу во Христе Берилл считал принадлежащей Отцу. Для полемики с Бериллом был привлечён Ориген, который смог на Соборе, проходившем в Бостре, убедить Берилла в его неправоте. В целом именно тринитарное учение Оригена, с его чётким различением Лиц Пресвятой Троицы и субординационистским пониманием Их отношений, становится главной богословской альтернативой монархианства в III в. Именно с таких позиций модалистское учение савеллиан, получившее распространение в ливийском Пентаполе, критиковал Александрийский епископ Дионисий Великий. Развивая в противовес савеллианам субординационистскую триадологию, он дошёл до тезиса о тварности Бога Сына, однако критика со стороны Римского епископа Дионисия заставила его скорректировать свою позицию и признать ортодоксальным учение о единосущии Отца и Сына. В целом в III–IV вв. на Востоке сторонники модалистской формы монархианства получили устойчивое именование савеллиан. В послании Антиохийского Собора 344 г. указывается, что используемый на Востоке термин «савеллиане» обозначает ту же группу еретиков, что и западный термин «патрипассиане». Епифаний Кипрский указывает на распространённость этого течения в Месопотамии и Риме. В источниках позиция Савеллия и его сторонников характеризуется несколько противоречивым образом. С одной стороны, ему приписываются характерное для ранних модалистов учение о тождестве Отца и Сына и даже особый термин «Сыноотец». С другой стороны, существуют свидетельства, указывающие на то, что Савеллий учил о Боге, обладающем одной Ипостасью и принимающем на разных этапах Божественного Откровения различные именования или роли. Сначала Он являет Себя как Отец, затем – как Сын (период земной жизни Христа) и, в конце концов – как Дух Святой. Исследователям не вполне понятно, cчитали ли савеллиане, что имя «Отец» присуще Богу преимущественным образом. Исследователи считают вполне возможным, что позиция савеллиан претерпела со временем некоторые метаморфозы: если на раннем этапе речь шла о простом отождествлении Отца и Сына, то в ходе полемики против тринитарного учения Оригена был поставлен вопрос об отношении к единому Богу Святого Духа, и разработано учение о Боге, являющем Себя в трёх Лицах, но обладающем одной Ипостасью. Как указывает Епифаний Кипрский, савеллиане сопоставляли Лица, присущие единой Божественной Ипостаси, с отношениями между телом, душой и духом в человеческом естестве. В 260 гг. адопцианская христология нашла себе сторонника в лице епископа Антиохии Павла Самосатского, учившего о Христе как о простом человеке, в котором пребывало Божественное Слово – сила Бога Отца, не обладающая ипостасным бытием. Благодаря Своему нравственному совершенству Христос, будучи человеком, смог достичь обожения. Антиохийский Собор 264 г. осудил учение Павла Самосатского, но тот заявил, что изменил своё мнение, и был оставлен на кафедре (Антиохийский Cобор 268 г. окончательно осудил Павла Самосатского за его ересь и неправедный образ жизни). В роли главного его оппонента выступил пресвитер и глава антиохийских эллинских школ Малхион. На место Павла Самосатского был рукоположён Домн (см. Домн I, епископ Антиохийский), однако Павел Самосатский не желал освобождать церковное здание. Тогда его противники обратились с жалобой к императору Аврелиану. Узнав о том, что Римский и другие италийские епископы признают законным Антиохийским епископом Домна, император передал ему церковное здание.

 



 
PR-CY.ru