МОНТАНИЗМ - Страница 3

Иероним Стридонский указывал также на некоторые установления монтанистов, подтверждавшие их нравственный ригоризм. Вопреки церковной традиции (ср.: 1 Тим. 5:14) они категорически осуждали второй брак и считали недопустимым отпущение грехов. Если для христиан, по Иерониму Стридонскому, обязательным являлся только Великий пост, то монтанисты имели три постных периода, приуроченных к дням мученичеств их «спасителей» («salvatores»). Согласно эпиграфическим источникам, монтанисты, чтобы отличить себя от последователей Кафолической церкви, именовались духовными христианами. Тема мученичества в целом занимала важное место в полемике вокруг монтанизма. Мученическая смерть многих монтанистов служила для сторонников этого течения аргументом в пользу истинности «нового пророчества». Мученики также весьма почитались в монтанистской среде. Судя по всему, именно в монтанистских кругах было создано знаменитое «Мученичество святых Перпетуи и Фелицитаты», пострадавших в Карфагене в начале III в. Вызванные монтанизмом споры привлекли внимание западных христианских общин. Уже Лугдунские мученики обратились с посланием по поводу нестроений в малоазийских общинах к христианам Асии и Фригии, а также к Римскому епископу Елевферию. Тертуллиан возлагает вину за непризнание «нового пророчества» Римской церковью на еретика-патрипассианина Парксея, прибывшего в Рим из Малой Азии. По утверждению Тертуллиана, Римский епископ, имя которого он не называет, признал монтанизм и тем самым принёс мир церковным общинам Асии и Фригии. Однако Праксей стал распространять о монтанизме ложь и, ссылаясь на авторитет предшественников Римского епископа, убедил его в необходимости отмены своего решения о признании. Исследователям сложно сказать, о каком именно епископе в данном случае идёт речь. Это могли быть Елевферий, Виктор I или Зефирин. Сам Тертуллиан принял «новое пророчество» и способствовал его распространению в Африке, основав там общину так называемых тертуллианитов, которая, по мнению исследователей, не поддерживала связи с восточными монтанистами. В III–IV вв. монтанизм сохранял своё влияние в Малоазийском регионе и проник также в Константинополь. Община монтанистов существовала и в Риме. В начале V в. Римский епископ Иннокентий I, обнаружив в городе сторонников ереси, сослал многих из них в монастырь. Решающую роль в борьбе с монтанизмом сыграла государственная власть. Уже равноапостольный императора Константин I Великий в 331 г. предписал лишить монтанистов мест их собраний. В 398 г. император Аркадий повелел изгнать монтанистских клириков из городов и запретил их собрания в сельской местности; книги монтанистов он повелел уничтожить. Законы 415 и 428 гг. запретили монтанистам проводить богослужения и совершать рукоположения. Окончательный удар монтанизму нанёс император Юстиниан I, который в своём законодательстве осудил ересь, объявил монтанистские собрания и их иерархию вне закона, лишил сторонников монтанизма ряда гражданских прав. Монтанистов в Византии начали преследовать. Около 550 г. по повелению монофизитского епископа Иоанна Эфесского был разгромлен сакральный центр монтанизма в деревне Пепуза, и уничтожены останки основателей ереси. Исследователи полагают, что некоторые монтанистские общины пережили эти события. В «Летописи» Феофана Исповедника сообщается, что в 721 г. византийский император Лев III Исавр повелел насильственно крестить иудеев и монтанистов. В то же время в научной литературе достоверность данного свидетельства ставится под сомнение.



 
PR-CY.ru