МОНТАНИЗМ

МОНТАНИЗМ – раннехристианское еретическое течение профетической и ригористической направленности, основанное в конце II в. в Малой Азии Монтаном. Монтанизм известен исследователям также под названиями «фригийская» или «катафригийская ересь» и «новое пророчество». Несмотря на то что некоторые исследователи связывали возникновение монтанизма с влиянием на христианские общины малоазийских экстатических языческих культов (например, культа Кибелы), серьёзных оснований для подобного рода предположений у исследователей нет. Исследователи считают более вероятным, что монтанизм возник на христианской почве и связан с пророческим движением апостольского периода. Такие памятники раннехристианской литературы, как «Дидахе» («Деяния святых апостолов») и «Пастырь» Ермы, указывают на то, что пророки, будучи обладателями особого дара – способности говорить в духе, почитались христианами, обеспечивались за счёт общины и могли даже претендовать на ведущую роль в её жизни (в том числе и литургической). В «Дидахе» епископы и диаконы фактически рассматриваются как заместители пророков и учителей. Ириней Лионский указывал на то, что в его время (т.е. в конце II в.) некоторые члены церкви обладали особыми духовными дарами, в том числе и даром пророчества. Вместе с тем уже в тот период был известен феномен «ложного пророчества». Таким образом, отвержение монтанизма со стороны Кафолической церкви объяснялось неприятием не самого по себе пророческого служения, а тех форм, в которых оно существовало у монтанистов. Основатель ереси Монтан был новообращённым. Поздние источники указывают на то, что до принятия христианства он был языческим жрецом. Иероним Стридонский писал также о Монтане как о скопце (исследователи полагают, что оскопление было связано с участием в культе Кибелы). Монтан начал свою проповедь в деревне Ардабау, расположенной на границе Мисии и Фригии (Малая Азия). Епифаний Кипрский относил возникновение монтанизм к 156–157 гг. (19-й год правления императора Антонина Пия). Исходя из свидетельств Евсевия Кесарийского, исследователи относят это событие к 171–172 гг. (в историографии была предпринята попытка примирить обе датировки и отнести начало движения к 160 гг.). К Монтану присоединились две женщины – Прискилла (Приска) и Максимилла, которые пророчествовали в экстатическом состоянии. Ради этого они оставили своих мужей. Пророчества записывались и распространялись как новое божественное откровение. Видный монтанист Фемисон составил учительное послание наподобие апостольского. Судя по всему, исследователи сделали вывод, что «новое пророчество» первоначально не привлекло к себе много сторонников, однако затем оно вызвало серьёзные волнения в малоазийских христианских общинах, в частности, в анкирской. Оппоненты монтанизма указывали на то, что проповедь Монтана и его спутниц имела туманный, беспорядочный и исступлённый характер. Кроме того, монтанисты не имели преемства по отношению к пророкам апостольского времени. Движение, как полагают исследователи, носило апокалиптический характер, что проявлялось, в частности, в идее схождения на землю горнего Иерусалима в сакральных центрах монтанизма – небольших малоазийских городах Тимии и Пепузе, а также в утверждении Максимиллы о том, что после неё уже не будет пророчиц, но настанет кончина.

 



 
PR-CY.ru