МАРИ, Мар Мари

МАРИ, Мар Мари (I–II вв.?) – святой Ассирийской Церкви Востока (память во вторую пятницу лета), почитаемый как её основатель, один из апостолов от 70 (72) и «апостол Востока», просветитель Месопотамии и Ирана (также почитается в Халдейской католической и Сиро-Малабарской церквах). О Мари упоминают многие (преимущественно восточно-сирийские) писатели, начиная с VI в.: автор «Истории Карки-де-Бет-Селох», Илия Дамасский, Абдаллах ибн ат-Тайиб аль-Ираки, Амр ибн Матта, Соломон Басрский, Григорий Бар Эвройо, Авдишо бар Бриха и др. Главный источник сведений о Мари – «Деяния Мар Мари», апокрифическое произведение на сирийском языке в жанре апостольских деяний (см. Деяния апостолов апокрифические). Судя по конечному фрагменту, исследователи полагают, что оно предназначалось для чтения на могиле Мари в день его памяти. По мнению большинства исследователей, текст был составлен предположительно в монастыре Дор-Кони (Дайр-Кунна) в VI–VII вв. Исследователи не сомневаются, что автор опирался на более ранние источники, поскольку памятник адекватно отражает реалии аршакидского Ирана I–III вв. Наряду с этим уже в начале XX в. Жером Лабур высказался в пользу эпического и пропагандистского характера «Деяний...». Памятник тесно связан с сочинением «Учение Аддая апостола» (см. в ст. Аддай), описывающим обращение царя Абгара (см. Авгарь) и проповедь христианства в Эдессе (сир. Урхай). Этим событиям посвящены преимущественно вводные параграфы «Деяний...», которые, судя по ряду признаков, исследователи считают позднейшим добавлением к тексту. Согласно «Деяниям...», Мари был обращён в христианство апостолом Аддаем (которого епископ Евсевий Кесарийский отождествил с апостолом Фаддеем). В источниках Мари и Аддай то имеют равноправный статус как ученики Христа, то находятся в отношениях «ученик-учитель». После смерти Аддая Мари покинул Эдессу и отправился с проповедью в Нисибин и Арзанену, где исцелил от подагры и обратил в христианскую веру местного правителя, оттуда – в Бет-Забдай (Забдицену), далее – в Бет-Арабайе и Адиабену. Там он исцелил от проказы и крестил князя Арбелы, а также совершил множество чудес в окрестностях рек Большой и Малый Заб. Затем Мари отправил своего ученика Тумиса проповедовать в Дасен, во Внешнюю Армению (район озера Урмия) и в Мидию. После этого Мари обратил в христианство правителей города Шахкерт (Шахргирд; область Бет-Гармай) и область Дарабад, исцелив их дочерей. Оставив в Дарабаде своего ученика Адду, Мари со спутниками перешёл в Бет-Арамайе. Проповедь в Селевкии (см. Селевкия-Ктесифон) сначала была безуспешной, поэтому Мари отправился в Кашкар, где обратил в христианство бóльшую часть жителей. Вернувшись назад, Мари в течение года проповедовал в Селевкии. В Кохе близ Селевкии и Ктесифона построил церковь, где впоследствии находилась кафедра предстоятелей Церкви Востока.

 



 
PR-CY.ru