МАДРАШ, Мадраша

МАДРАШ, Мадраша (обычно переводится на европейские языки как «гимн») – жанр сирийской гимнографии, получивший широкое распространение с середины IV в. благодаря творчеству Ефрема Сирина. Мардраши предназначены для ипофонного (респонсорного) пения и состоят из последовательности исполняемых солистом изосиллабических строф, каждая из которых заканчивается припевом в исполнении хора. Судя по этимологии термина (от корня – «спорить, объяснять»), исследователи полагают, что мардраш возник как учительно-полемическое произведение (добавление мелодии и припева, по мнению ряда исследователей, следует считать вторичным). Исследователи отмечают, что тематика сохранившихся мардрашей весьма обширна: они посвящены раскрытию основных истин веры, главным христианским праздникам, нравственным темам и проч.; некоторые из них носят полемический характер. Мардраш (как и сирийская поэзия в целом) относится к силлабическому типу стихосложения. Ряд учёных (в частности Густав Хёльшер), полагали, что помимо изосиллабизма принципом организации мардраша является учёт ударных и безударных слогов в строке, но эта теория считается необоснованной, т.к. сведения о характере ударения в классическом сирийском языке практически отсутствуют. Слоговая модель мидраша может быть простой, когда строфа состоит из нескольких равносложных строк, либо сложной, причём учитывается разница слогов не только в строках, но и в полустишиях. Ефрем Сирин использовал около 50 моделей строф, многие модели вошли в употребление позднее. В мардрашах Ефрема Сирина довольно часто присутствуют акростихи (алфавитные, монограммные или с именем автора). Рифма встречается лишь эпизодически (организационным принципом сирийской поэзии она становится около IX в. под влиянием арабской традиции). Количество строф в мардрашах и самих мардрашей в некоторых поэтических сборниках чётко планировалось, что наряду с нарушениями акростиха позволяет исследователям выявлять случаи интерполяции и иного редактирования (на основе этого анализа Э. Палмер также выдвинул гипотезу о принципах расположения Ефремом Сирином текста мардрашей на страницах рукописи). Разновидностью мардрашей является согита («песнь») – произведение из строф по четыре строки простого размера без обязательного припева, часто с алфавитным акростихом. Согиты в форме диалога, иногда с полемическим оттенком мардрашей рассматривают как самостоятельный литературный жанр, восходящий к полемическим диалогам Древней Месопотамии и имевший широкое распространение на Ближнем Востоке вплоть до Новейшего времени (исследователям известны согиты на новоарамейских диалектах). Исследователи отмечают, что происхождение жанра мардраша является спорным вопросом. Долгое время в науке считалось, что поэтическая форма мардраша восходит к греческим образцам.

 



 
PR-CY.ru