МАРТИНА - Страница 3

Имя мученика Епифания, который не известен исследователям по другим источникам, могло быть заимствовано из существовавшей в Средние века надписи в апсиде церкви Санта-Мартина на Римском форуме (церковь была устроена в здании секретария сената, восстановленном между 412 и 414 гг. префектом Аннием Евхарием Епифанием). Секретарий сената был переоборудован в церковь во имя Мартины, скорее всего, в VII в. Соседняя курия Юлия, в которой проходили заседания сената, была обращена в церковь святого Адриана при папе Римском Гонории I (625–638 гг.). Согласно свидетельствам XVI в., на мозаике в апсиде церкви во имя Мартины читалось имя Гонория (таким образом, по мнению исследователей, храм мог быть освящён при этом понтифике). Самое раннее упоминание о «базилике святой Мартины» содержится в биографии папы Римского Адриана I (772–795 гг.), который подарил этому храму шёлковый алтарный покров и три серебряные «арки». Его преемник папа Римский Лев III (795–816 гг.) починил крышу «базилики блаженной мученицы Мартины, расположенной у Трёх Судеб». В 1588 г. церковь была передана римскому братству художников (Compagnia dei Pittori), покровителем которого был апостол Лука, поэтому впоследствии храм именовался в честь святых Луки и Мартины (Санти-Лука-э-Мартина; существующее здание построено в 1635–1664  гг.по проекту Пьетро да Кортона). Во время ремонтных работ была обнаружена крипта, в которой находились мощи, принадлежавшие, согласно надписи на свинцовой табличке, Мартине, Конкордию, Епифанию и другим пострадавшим с ними мученикам (25 октября 1634 г.). Через шесть дней под алтарём церкви нашли два стеклянных сосуда в виде светильников, покрытых свинцовыми пластинами; в них также находились останки святых, но из-за отсутствия надписей их имена установить не удалось. Высказывалось мнение о том, что мощи Мартины почитались в церкви примерно с XII в. Вскоре папа Римский Урбан VIII (1623–1644 гг.) в сопровождении кардиналов посетил церковь и поклонился обретённым мощам. После этого события было принято решение о строительстве нового храма в честь святых Луки и Мартины. Поминовение Мартины под 1 января впервые указано в римском лекционарии типа Λ (около 740 г.). Под этой же датой имя мученицы содержится в некоторых поздних (IX в.) списках Мартиролога Иеронима Стридонского. Память Мартины под 1 января отмечена в «исторических» мартирологах IX в. (Флора Лионского, Адона Вьеннского, Узуарда); Адон Вьеннский включил в составленный им Мартиролог сказание о Мартине, составленное на основе Мученичества. В конце XIII в. поэт Гуго фон Лангенштайн, рыцарь Тевтонского ордена, изложил предание о мученичестве Мартины в поэме «Мартина» на средневерхненемецком языке (издано в 1856 г.). В Римском Мартирологе под 1 января указано поминовение мученицы, под 30 января – память обретения её мощей. В современной редакции «Римского Мартиролога» память Мартины отмечена под 30 января с упоминанием о том, что папа Римский Домн (Дон; 676–678 гг.) посвятил ей базилику на Римском форуме. В восточной традиции почитание Мартины не получило распространения; её память отсутствует в византийских синаксарях, в современных греческих церковных календарях, а также в календаре Русской православной церкви.



 
PR-CY.ru