МАКАРИЙ II

МАКАРИЙ II (конец XV в. – 1558 г.) – епископ Романской епархии (1531–1548; 1551–1558 гг.), летописец. Ученик Феоктиста II, епископа Романского (впоследствии митрополит Молдавский (1508–1528 гг.)). Принял монашеский постриг предположительно в Нямецком в честь Вознесения Господня монастыре, позднее стал его настоятелем. Был игуменом монастыря Бистрица. Высокообразованный иерарх для своего времени, знаток Священного Писания, Макарий владел литературными греческим и славянским языками. Весной 1531 г. по инициативе господаря Петру Рареша был поставлен на Романскую епископскую кафедру. В 1548 г. господарь Ильяш Рареш (сын Петру) неканонически лишил Макария кафедры, в 1551 г. он был восстановлен в своих правах благодаря вмешательству нового господаря Стефана, брата Ильяша. По благословению Макария господарь Петру Рареш возвёл кафедральный епархиальный храм во имя великомученицы Параскевы в городе Роман (1542–1550 гг.) и построил монастырь Рышка (1542 г.), в котором Макарий впоследствии был похоронен. Макарий – автор славяно-молдавской летописи («Cronica Moldovei»), которая является памятником средневековой молдавской славяноязычной литературы. «Cronica Moldovei» известна исследователям в трёх вариантах (вероятно, авторских), представленных отдельным списком второй половины XVI в. (Исторический музей; Институт рукописей Национальной библиотеки Украины; Российская национальная библиотека). Все они начинаются с даты кончины господаря Стефана III Великого (1504 г.); первая летопись доведена до 1529 г., вторая – до 1542 г., третья – до 1551 г. В центре повествования находятся личность и деятельность заказчика летописи – господаря Петру Рареша. В 1556 г. молдавский господарь Александру Лэпушняну поручил Макарию упорядочить «Алфавитную Синтагму» Матфея Властаря в соответствии со славянской азбукой. «Синтагма» была основным каноническим сборником, существовавшим в Молдавии и Валахии, однако её текст, переведённый в 1346 г. в Сербии по инициативе царя Стефана IV Душана и Сербского патриарха Иоанникия II, был расположен в порядке греческого алфавита, что создавало трудности при использовании. Макарий составил славянский алфавитный указатель к «Синтагме» и перекомпоновал в соответствии с ним тематические статьи сборника, существенно повысив тем самым его функциональность. Однако речь шла не о новом переводе с греческого (как иногда ошибочно утверждается в литературе), а лишь о механической перестановке глав в соответствии с новым указателем. Исследователи отмечают, что предисловие Макария к выполненной им работе представляет собой отдельный небольшой литературный памятник; судя по сложным описательным формулам передачи дат в летописи и предисловии, он имел склонность к использованию цифровой тайнописи. Мнение Эмиля Калужняцкого о том, что инициатором переделки «Синтагмы» был царь Иван IV Васильевич Грозный, получило широкое распространение в позднейшей литературе, однако другие исследователи отмечают, что оно не имеет под собой оснований. В предисловии Макария говорится лишь о воеводе Ио(анне) Александре, который именуется в источнике царём. Данная версия «Синтагмы» представлена единственным списком (Исторический музей), который имеет вид парадного беловика, написанного тремя почерками между 1556 и 1558 гг. (или между 1556 и 1560 гг.). Из-за отсутствия автографов Макария исследователи не могут установить, принимал ли участие редактор сборника в его переписке (мнение В. Александрова, что разница в почерке этих частей рукописи может объясняться усталостью, болезнью, путешествием, при обращении к кодексу не выдерживает критики). Согласно записи на листе 400 об. от 18 сентября 1560 г., кодекс был послан господарем Александру Лэпушняну в Москву царю Ивану IV Васильевичу, но по не известной исследователям причине до адресата не дошёл и до конца XIX в. хранился в библиотеке Онуфриевского монастыря во Львове (ныне в собрании монастыря во львовской библиотеке Национальной Академии Наук Украины).

 
PR-CY.ru