МАРК III

МАРК III – Антиохийский патриарх (около 1456 – 1457/1458 гг.?). Упоминания о Марке III содержатся только в документах папской курии, связанных с политической активностью Рима на Ближнем Востоке во второй половине XV в. Перед лицом османской угрозы Папский престол пытался консолидировать христианскую Европу и найти союзников против османов на Востоке. Среди массы посольств, альянсов, политических проектов, порождённых этими устремлениями, в Риме появлялось немало самозваных посланников и апокрифических документов о якобы заключённых антиосманских союзах с восточными государями, которые папское окружение активно использовало в пропагандистских целях. В контексте планов папы Каликста III (1455–1458 гг.) по организации нового Крестового похода против османов в 1456 г. на Ближний Восток был отправлен папский эмиссар М. Жибле, потомок крестоносцев – владетелей Джубайля. Его задачей было привлечь к альянсу с христианской Европой полунезависимых эмиров области Гарб в Ливане, через посредство которых Рим рассчитывал также завладеть мощами равноапостольной Фёклы, хранившимися в Маалуле. Кроме того, легат должен был убедить ближневосточных патриархов, отвергнувших Флорентийскую унию на Соборе 1443 г., в необходимости вернуться к союзу с Римом. По донесениям М. Жибле, он вступил в контакт с Антиохийским патриархом Михаилом III, привлёк на свою сторону епископа Епифании (Хамы) Иоакима, а затем отправился в Каир, чтобы склонить к унии Александрийского патриарха Марка VI. В разгар этой дипломатической активности скончался патриарх Михаил III, и Антиохийский престол перешёл к Марку III, брату покойного. В феврале 1457 г. М. Жибле встречался с новым патриархом и сумел убедить его присоединиться к унии. В Дамаске прошёл Собор, который постановил вернуть поминание папы в диптихи Антиохийской церкви. 1 апреля 1457 г. Марк III отправил через М. Жибле послание папе Каликсту III. Ко времени возвращения легата на Восток Марк III скончался, и новым патриархом стал Иоаким III, прежний епископ Хамы, сторонник католичества. Именно ему совместно с Александрийским патриархом Марком III удалось на встрече в 1458 г. в Раме (Рамалле?) убедить Иерусалимского патриарха Иоакима присоединиться к унии. В конце 1459 г. М. Жибле вернулся в Италию с посланиями трёх патриархов, а 21 апреля 1460 г. от их имени подписал акт об унии восточных церквей с Римом. По приказанию папы Пия II (1458–1464 гг.) весь комплекс документов, связанных с миссией М. Жибле, был переведён на латинский язык и в составе сборника «Liber rubeus» сохранён в ватиканских архивах. Начиная с XVII в. учёные стали высказывать сомнение в аутентичности этих текстов. Их арабские подлинники исследователям неизвестны. Миссия М. Жибле не подтверждается свидетельствами независимых источников, например, письмами францисканского миссионера Грифона, работавшего среди ливанских маронитов в эти же годы. Арабо-христианские летописцы архидиакон Павел Алеппский и Антиохийский патриарх Макарий III аз-Заим не упоминают патриархов Марка III и Иоакима; по данным антиохийских церковных хроник, всю вторую половину XV в. Антиохийский престол занимал Михаил III, о котором упоминают также грузинские источники 1460–1470 гг. Кирилл Каралевский, один из ведущих историков христианского Востока начала XX в., был убеждён в подлинности документов «Liber rubeus». Основываясь на их данных, он «раздвоил» патриарха Михаила III, поместив в промежуток между правлениями двух Михаилов патриаршества Марка III и Иоакима. Однако Ж. Насралла придерживался традиционной схемы преемственности патриархов, отводя правлению Михаила III 1451–1497 гг. и отрицая достоверность данных о миссии М. Жибле и соответственно Марка III. При нынешнем состоянии источниковой базы подтвердить или опровергнуть данные «Liber rubeus» не представляется возможным. Таким образом, вопрос об историчности Марка III и о встрече восточных патриархов в 1458 г. остаётся открытым.

 
PR-CY.ru