МЕЛЬКИТЫ

МЕЛЬКИТЫ, мел(ь)хиты – 1) применительно к реалиям Средних веков и раннего Нового времени – православные Сиро-Египетского региона; 2) применительно к периоду после 1724 г. – католики-униаты восточного обряда, члены Мелькитской католической церкви. Этимологию термина исследователи возводят к сирийскому слову, обозначающему «царские», т.е. исповедующие веру византийских императоров. Считается, что понятие возникло в период вселенских Соборов и церковных расколов V–VI вв. для обозначения сторонников византийского православия и отличия их от ближневосточных монофизитов. Однако в ранних источниках такое словоупотребление исследователи не встречают. Так, монофизитский автор Иоанн Эфесский (ум. после 585 г.) именовал своих православных оппонентов синодитами, т.е. сторонниками Халкидонского собора. Более поздние западно-сирийские хронисты (Дионисий Телль-Махрский (ум. в 845 г.), Михаил Сириец (ум. в 1199 г.), анонимный автор хроники 1234 г.) чаще употребляли наименование «халкидониты». Копто-арабские летописцы на протяжении всего Средневековья называли египетских православных «ромеи». В западно-сирийской традиции термин «ромеи» имел не конфессиональное, а этническое наполнение и обозначал византийских греков. Сирийские авторы, конечно, осознавали своё этнолингвистическое различие с ромеями, но затруднялись выразить его в этнических категориях. Термин «сирийцы», изредка встречающийся исследователям в источниках, чаще указывал на принадлежность к территории Сирии, чем к некоему этносу. Для людей Средневековья вероисповедная идентификация была намного важнее национальной. В силу этого этническое самосознание ближневосточных православных раннего Средневековья (сообщества, изначально полиэтничного, где доминировали греческий и сирийский языки) было столь же размыто и почти не распознаётся. И до и после арабских завоеваний VII в. они ассоциировали себя с Византией и константинопольским василевсом, а в вероисповедном плане называли себя православными, что было свойственно практически каждой этноконфессиональной группе ближневосточных христиан. Исследователи полагают, что термин «мелькиты» уже бытовал в ту эпоху. В хронике Агапия Манбиджского (первая половина X в.) приведено предание о том, как иранский шах Хосров II принуждал мелькитов захваченного им города Эдесса перейти в несторианство или монофизитство. Этот рассказ восходит к несохранившемуся эдесскому источнику первой трети VII в., однако у исследователей нет уверенности в том, что термин «мелькиты» употреблялся уже там, а не был привнесён Агапием Манбиджским. На рубеже VIII и IX вв. в результате масштабного кризиса в сиро-палестинской православной общине на Ближнем Востоке фактически исчезли носители греческого языка, ослабли связи с византийской культурой, шла постепенная арабизация местных христиан. В IX–X вв. сложилась арабоязычная православная культура, в которой самоназвание «мелькиты» получило широкое распространение. Исследователи полагают, что одними из первых этот термин использовали арабо-мусульманские богословы-полемисты IX в.: Абдаллах ибн Исмаил аль-Хашими (как полагают исследователи, псевдоним), Мухаммад ибн Харун Абу Иса аль-Варрак и аль-Джахиз.

 



 
PR-CY.ru