«МЕЛЬКИТСКИЙ РЕНЕССАНС»

«МЕЛЬКИТСКИЙ РЕНЕССАНС» – культурный подъём в конце XVI–XVII вв., после столетий изоляции и упадка, в среде мелькитов (православных арабов) Антиохийской православной церкви, главным направлением которого была интеграция в поствизантийское культурное пространство. Хотя это явление отмечали многие исследователи арабо-христианской традиции, первым, кто ввёл для его обозначения (в связи с иконографией) термин «Мелькитский ренессанс» (франц. «la renaissance melkite»), был, по мнению исследователей, румынский учёный В. Кындя. С начала эпохи Крестовых походов в мелькитской среде стало оскудевать литературное творчество, после XIII в. резко сократилось книгописание, и исчезла традиция иконописи. Опустошительные войны крестоносцев с мусульманами, череда религиозных гонений в Мамлюкском государстве, резкое ослабление с конца XIV в. связей мелькитов с Византией, социально-экономический кризис на Ближнем Востоке в позднее Средневековье, усугублённый эпидемиями чумы и экспансией кочевых народов периферии, – всё это привело к глубокому упадку ближневосточных православных общин. Ситуация стала меняться после османского завоевания Сиро-Египетского региона (1516–1517 гг.), которое привело к установлению более стабильного и веротерпимого режима. Мелькиты оказались в общем политическом пространстве с балканскими единоверцами. Многократно укрепились церковно-культурные связи народов Восточной Европы и Леванта. Греческие монахи стали преобладать в иерархии Александрийской православной церкви и Иерусалимской православной церкви, а также среди братии монастыря великомученицы Екатерины на Синае. Ближневосточные архиереи подолгу бывали в Константинополе и совершали поездки за милостыней ко двору господарей Молдавии и Валахии и московских царей, что резко расширяло культурные горизонты православных арабов. Активизация католических миссий на Ближнем Востоке в эпоху Контрреформации поставила мелькитов перед необходимостью определить своё место в противостоянии восточного и западного христианства. Весь этот комплекс влияний и вызовов стимулировал культурное оживление в Антиохийской православной церкви в последней четверти XVI в. Исследователи называют его «Мелькитским проторенессансом», по аналогии с типологически родственным, но более масштабным духовным подъёмом православных арабов в XVII в., получившим в научной литературе название «Мелькитский ренессанс». Культурное пробуждение конца XVI в. происходило в весьма ограниченном географическом ареале – в районе Триполи, северной части Горного Ливана и области Эль-Хусн (бассейн реки Эль-Кабир, обозначающей современную границу между Ливаном и Сирией). Это были территории, на которых компактно проживало многочисленное христианское население, ориентированное на Триполи, крупнейший порт Восточного Средиземноморья.

 



 
PR-CY.ru