МЕНЕЛИК I

МЕНЕЛИК I – согласно исторической традиции христианской Эфиопии, один из древнейших эфиопских царей, первородный сын израильского царя Соломона и царицы Савской (Македы), родоначальник династии Соломонидов. Очевидно, предание о славном царе с таким именем некоторое время бытовало изустно, пока не произошло его отождествление с одним из ключевых персонажей трактата «Кэбра нагаст» – сыном Соломона, которого мать нарекла Байна-Лэхкэм (от искажённого араб. Ибн аль-Хаким – Сын мудреца), а отец в честь деда назвал Давидом. Имя Менелик, которое в трактате «Кэбра нагаст» не засвидетельствовано, встречается лишь в царских списках. Его этимология для исследователей остаётся неясной. Исследователи отмечают, что попытка возвести его к одному из вариантов имени Байна-Лэхкэм, с переходом начального «B» в «M» и выпадением двух корневых согласных не выдерживает критики ни с фонологической, ни с палеографической точек зрения. Типичными образцами народной этимологии исследователи называют толкования имени Менелик как восклицания – «На кого он похож!» (на амхарском) или «Как он вырос!» (на геэзе), с которым царь Соломон якобы обратился к своему первенцу, прибывшему в Иерусалим. Наиболее вероятным исследователи признают происхождение имени от арабского выражения «царский сын» (с переходом «B» в «M» и ассимиляцией второго «M»), но подобное выражение в трактате «Кэбра нагаст» исследователи не встречают. Согласно трактату, Менелик, отправленный матерью к отцу, был им признан и обласкан, а затем по его повелению отбыл в обратный путь вместе с первородными сыновьями высокопоставленных израильтян, включая первосвященника, и с подлинным Ковчегом Завета, который те похитили без ведома Менелика. Этот сюжет породил представление об Эфиопии как о «Новом (Истинном) Израиле», которое оказало на эфиопов гораздо большее влияние по сравнению с воздействием аналогичных идей на другие восточно-христианские народы. Несмотря на явную легендарность, образ МенеликI стал неотъемлемой частью исторического самосознания эфиопов-христиан. До 1974 г. легитимность правившей в Эфиопии династии обосновывалась её родством с царём Соломоном, и данное положение было закреплено в Конституции, а передача власти над этой страной царицей Македой своему единственному сыну трактовалась на протяжении эфиопской истории как решающий аргумент для исключения женщин из числа потенциальных претендентов на эфиопский престол. В эфиопских эсхатологических сказаниях Менелика I нередко отождествляли с праведным царём Феодором, которому суждено явиться вновь в конце времён. Имя Менелик носил последний в череде трёх великих объединителей Эфиопии Менелик II. По прямому указанию этого монарха в 1904–1905 гг. была вскрыта издавна считавшаяся местом упокоения Менелика I гробница, лежавшая в руинах в 5 км к западу от Аксума, близ местечка Цэукдур. Обнаруженные там части скелета были объявлены останками родоначальника Соломонидов и торжественно перезахоронены в Аксумском соборе Богоматери Сионской.

 
PR-CY.ru