МАРОНИТЫ

МАРОНИТЫ – приверженцы восточного христианства, выделившиеся в особую этноконфессиональную группу среди населения Северо-Западной Сирии и Северного Ливана; в настоящее время – арабы-христиане, члены Маронитской католической церкви. По наиболее распространённой версии, название «марониты» – производное от имени сирийского отшельника IV – первой половины V в. преподобного Марона (Маруна); основанный в его честь монастырь близ Апамеи на реке Оронт был в VI в. религиозным центром Северной Сирии. Зарождение общины маронитов стало следствием церковной политики Византийского императора Ираклия I (610–641 гг.), связанной с насаждением монофелитства. Значительная часть сирийских христиан приняла это исповедание. Первоначально в социальном и этническом плане они не отличались от православных (мелькитов) и монофизитов (яковитов) в Центральной и Северной Сирии. После арабского завоевания сирийские монофелиты, группировавшиеся вокруг монастыря святого Марона, выступали как одна из христианских общин региона, соперничая с яковитами за влияние на халифов. Осуждение монофелитства на шестом вселенском Соборе (681 г.) и конфликтные отношения с мелькитами стимулировали обособление маронитов в отдельную церковную организацию и этноконфессиональную группу. Утверждения позднейших маронитских историков о создании Маронитской церкви на рубеже VII и VIII вв. полулегендарным «отцом нации» Иоанном Мароном не имеют, по мнению исследователей, научного основания. Оформление особых маронитских церковных структур произошло после серии конфликтов приверженцев этого исповедания с новопоставленным православным Антиохийским патриархом Феофилактом бар Канбаррой в 1240 гг. Столкновения мелькитов с маронитами имели место не только в монастыре святого Марона, но и в больших городах Северной Сирии – Халебе, Эдессе, Манбидже. Из Эдессы происходил единственный известный исследователям крупный маронитский учёный эпохи халифата Феофил бар Тума (Феофил Эдесский; ум. в 785 г.), астролог халифа аль-Махди. Постепенно в маронитской среде усиливалась миграция в Горный Ливан, естественное убежище гетеродоксальных (инаковерующих) религиозных групп. Подробности и датировки этого процесса исследователям неясны из-за скудости источников по средневековой истории маронитов (бóльшая часть маронитского литературного наследия была уничтожена в XVI в. католическими миссионерами). Но даже к концу XI в. не все марониты жили в Горном Ливане; их ареал расселения тянулся от побережья у Триполи через Ливанский хребет на восток в долину Оронта. Духовный лидер общины богослов Тума аль-Кафртаби был епископом селения в среднем течении Оронта. Исследователи полагают, что последние марониты покинули внутреннюю Сирию в период противоборства мусульман с крестоносцами за эти территории в середине XII в. или в ходе монгольско-мамлюкских войн второй половины XIII в. Источники эпохи Крестовых походов описывают маронитов как племя или конфедерацию племён, каждое из которых имело свои плато и долины. Центром их расселения была северная оконечность хребта Ливан – Джубайль, Эль-Батрун, Бшарри. Марониты создали устойчиво воспроизводившуюся крестьянскую культуру, ориентированную на горные монастыри, главным образом, в верхней части долины Кадиша.

 



 
PR-CY.ru