МАРК ИБН АЛЬ-КУНБАР - Страница 4

Согласно же мусульманскому историку аль-Макризи (ум. в 1442 г.), Марк ибн аль-Кунбар вместе со своими последователями перешёл к мелькитам, затем вернулся к яковитам (коптам), после чего опять попытался перейти к мелькитам, однако те его уже не приняли. Как предположил Самир, аль-Макризи, как полагают исследователи, принял версию Ибн ар-Рахиба, при этом сделав вставку, поменявшую смысл изначальной фразы. Последние 20 лет жизни Марк ибн аль-Кунбар провёл в монастыре Эль-Кусайр, занимаясь административной деятельностью. Имел владения в Сунбате и основал здесь два монастыря – мужской и женский. Несмотря на негативное отношение церковных властей к Марку ибн аль-Кунбару, проповедуемые им идеи получили распространение в Коптской церкви как при его жизни, так и в первые десятилетия после его смерти. Мнение о том, что исповедь должна быть гласной, впоследствии возобладало в Коптской церкви. Одним из основных трудов Марка ибн аль-Кунбара исследователи считают его комментарии к Пятикнижию (к первым трём книгам сохранились целиком, к «Числам» и «Второзаконию» – во фрагментах), составленные, как полагают исследователи, после его перехода в православие. Несмотря на критику Марка ибн аль-Кунбара со стороны современников-коптов, его комментарии широко использовались египетскими христианами, но часто анонимно либо с псевдоатрибуцией Кириллу Александрийскому или Ефрему Сирину. Авторство Марка ибн аль-Кунбара было установлено благодаря анализу комментариев, изобилующих идеями, которые он развивал в своих проповедях (например, рассказ о Ноевом ковчеге интерпретируется как указание на необходимость иметь духовного наставника). Исследователи выделяют четыре различные по размеру редакции комментариев (по крайней мере, для книги «Бытие»): пространную (впоследствии получила известность также у сиро-яковитов и маронитов, в том числе в ряде рукописей XV в. на каршуни; в 1982–1984 гг. издана под авторством Ефрема Сирина в Каслике, Ливан), среднюю (была наиболее распространена в коптской среде, рукописи XIII–XIV вв.), краткую (издана в Каире в 1895 г.; электронное переиздание: Бонн, 2011 г.) и сжатую (собрание глосс; рукописи XIII–XIV вв.). Также сохранился трактат Марка ибн аль-Кунбара – «Книга учителя и ученика» в форме восьми вопросоответов апологетической направленности на темы, связанные с догматикой и евангельской экзегезой (существует неполное некритическое каирское издание под авторством Севира ибн аль-Мукаффы). Лишь по названиям исследователям известны трактат «Десять глав» и «Сборник того, к чему [постоянно] обращаются» (имеются в виду либо некие важные положения, которыми руководствуются при решении возникающих вопросов, либо сами эти вопросы).



 
PR-CY.ru