МАЛАКС Мануил

МАЛАКС Мануил (начало XVI в. – около 1580 г.) – греческий канонист, составитель одного из самых распространённых в поствизантийский период «Номоканонов». Сын священника Димитрия Малакса, нотария и великого эконома в митрополии Аргоса и Нафплиона. Получив хорошее образование, Мануил Малакс ещё на родине обучился искусству книгописания; наиболее ранняя рукопись, вышедшая из-под его пера, датируется 1543 г. В 1549–1559/1560 гг. Мануил Малакс работал писцом в Ватиканской библиотеке и в Венеции. В 1561 г. стал нотарием Фиванской митрополии в Беотии. В 1570 гг. жил в Константинополе, переписывая рукописи при Константинопольском патриархе. В 1560–1561 гг. Мануил Малакс создал первоначальный вариант «Номоканона» на древнегреческом языке. В 1562–1563 гг. сам перевёл его на новогреческий. Текст Номоканона, согласно традиции, делится на следующие части: 1) об архиереях; 2) о священниках; 3) о священных облачениях; 4) о монахах; 5) о крещении; 6) о литургии и прочих богослужениях; 7) о степенях родства как препятствии к браку; 8) о разводе; 9) о наследственном праве; 10) главы пенитенциарного характера; 11) о постах; 12) списки митрополий; 13) образцы писем; 14) несколько глав различного характера – географические, медицинские и проч. Номоканон составлялся с целью служить энциклопедией для любого священника или юриста. Автор стремился приспособить имеющиеся статьи по церковному и гражданскому праву к действующему законодательству, однако это ему, по мнению исследователей, не удалось; отсюда пёстрая смесь параграфов, повторы и явные анахронизмы. «Номоканон» Мануила Малакса – произведение компилятивное: среди его источников исследователи называют Правила вселенских и поместных Соборов, толкования к ним Иоанна Зонары и Феодора IV Вальсамона, а также Матфея Властаря, так называемый Номоканон Иоанна Постника, сочинения Симеона Фессалоникийского, Константина Арменопула, Григория Богослова, Иоанна Златоуста, Никифора Каллиста Ксанфопула, Анастасия Синаита, Иоанна Ксифилина, императорские новеллы. Конкретные канонические постановления иллюстрируются пассажами из патерика, многие из них не имеют аналогов среди известных исследователям патериковых рассказов. Количество глав в разных рукописях колеблется от 200 с небольшим до 694. Критическое издание всего текста «Номоканона» отсутствует, хотя в литературе неоднократно высказывалось мнение о необходимости издать и изучать его как важнейший источник по истории права времён турецкого господства. В 1985 г. появилось издание части новогреческого текста по 438 рукописям. Полный перечень существующих рукописей новогреческого варианта «Номоканона» не составлен. В Санкт-Петербурге хранится больше десятка списков памятника (включая отрывки) в Российской национальной библиотеке и Библиотеке Академии Наук. Исследователям наиболее интересна из них рукопись, принадлежавшая протосинкеллу патриарха Кирилла I Лукариса Иосифу, а затем Киевскому митрополиту Петру (Могиле). Кроме «Номоканона» Мануила Малакса написал сочинение в жанре всемирной хроники, так называемую Хронику 1570 г. (автограф Мануила Малакса в рукописи). Под именем Мануила Малакса дошла также «История Константинопольских патриархов с 1453 по 1578 г.», впервые опубликованная Мартином Крузием в 1584 г. Авторство Мануила Малакса ставилось исследователями под сомнение, высказывалось предположение, что настоящим автором является Дамаскин Студит. В любом случае для исследователей очевидно, что хронологический перечень патриархов Дамаскина Студита стал для Мануила Малакса при создании «Истории...», по меньшей мере, отправной точкой. Авторству Мануила Малакса приписывают также заметки о Пелопоннесе, книгу о прегрешениях клириков и несколько стихир.

 
PR-CY.ru