МАВРА

МАВРА (конец IV – середина V вв.) – диаконисса, игуменья монастыря мученицы Мавры (Константинополь), преподобная Константинопольская (память 31 октября; память в Западной церкви 30 ноября). Сподвижница преподобной Домники (память 8 января), в Житии которой и содержатся основные сведения о преподобной. Мавра была язычницей, уроженкой города Карфагена (Северная Африка), происходила из знатного рода. Вместе с Домникой и ещё тремя девами-язычницами (в источниках приводится разное число спутниц Мавры и Домники) она приехала в Константинополь, желая принять христианство. Их наставил в вере и крестил Константинопольский  архиепископ Нектарий (381–397 гг.), которому было некое откровение о Домнике и Мавре; их он после крещения посвятил в диаконисы. Императора Феодосий (вероятно, Феодосий I Великий (379–395 гг.), а не Феодосий II (408–450 гг.), как полагают некоторые современные исследователи) выделил им участки земли за чертой города, на которых преподобные основали обители; Мавра – во имя мученицы Мавры. Она была мудрой наставницей девам, стекавшимся под её покровительство, и усердной молитвенницей. Мавра удостоилась блаженной кончины раньше преподобной Домники (ум. около 474 г.), более точных указаний о времени кончины и возрасте Мавры у исследователей нет. Основанная преподобной обитель, скорее всего, как полагают исследователи, была посвящена мученице Мавре, пострадавшей с мужем Тимофеем в Фиваиде (см. в ст. Тимофей и Мавра, мученики (память 3 мая)). Точное место нахождения обители исследователям неизвестно. Церковь была реставрирована при императоре Юстиниане I (527–565 гг.). Монастырь оказался в числе наиболее сильно пострадавших во время гонений при императоре-иконоборце Константине V Копрониме (741–775 гг.). Согласно сведениям византийского историка Псевдо-Кодина (XIV в.), приводимым у Шарля дю Френа Дюканжа в «Истории Византии», инокини подверглись насилию и истязаниям, храм был разрушен (впоследствии обитель была восстановлена). В западных Мартирологах под 30 ноября есть память Мавры Константинопольской, которая названа девой и мученицей. Исследователям трудно сказать, та ли эта святая, что и спутница преподобной Домники. Поскольку другие одноимённые святые в Константинополе неизвестны, исследователи предполагают, что мученицей Мавра названа по ошибке. В византийских Синаксарях и в современной Греческой православной церкви отдельной памяти Мавры нет, она почитается вместе с преподобной Домникой. Согласно текстам русского иконописного подлинника сводной редакции (XVIII в.), Мавра была «подобием аки преподобномученица Евдокия» (по мнению исследователей, преподобномученица Евдокия Илиопольская); или: «…Одеждами Мавра подобна Евдокии». Академик Виктор Доримедонтович Фартусов в руководстве для иконописцев 1903 г. дополняет: «…Типа римскаго, старица, лицом худа и бледна; одежды монашеские», подписывать её следовало «Стая прп(д)ная Ма ра». Иконописные изображения Мавры редкие, исследователи встречают их в годовых минеях с расширенным набором святых на каждый день, например, на трёхчастном складне палехского письма с Минеей годовой, праздниками и чудотворными иконами Божьей Матери (вторая половина XIX в., частное).

 
PR-CY.ru