МИФ - Страница 3

Таким образом, мифология выступает как «форма общественного сознания», в которой люди, воспринимая и осознавая окружающий мир, запечатлевают накопленный ими жизненный опыт, сохраняют и передают его из поколения в поколение. Для древних людей их мифы были очевидной и не нуждающейся ни в каких доказательствах достоверностью. Их мир был устроен иначе, наполнен вещами и процессами, которых в нашем мире нет, населён вещами, способными существовать, по нашим понятиям, только в воображении. Мы можем составить лишь некоторое представление об этом мире, опираясь на следы первобытной мифологии в фольклоре современных народов, не забывая о том, что между мифами разных народов существуют значительное тематическое сходство и очень различные формы выражения. В различных вариациях они повествуют об одном и том же: о происхождении и устройстве мироздания, небесных тел, земли, растений, животных, человека и его образа жизни – охоты, земледелия, ремесел, обрядов и ритуалов. В них неизменно так или иначе присутствуют фантастические описания богов, необычайных животных, загробного царства и пр. Мир, отражённый в мифах, предстаёт загадочным и непонятным. В мифах почти нет сведений о конкретных механизмах происходящих в мире процессов. Но древние люди не стремились анализировать эти «механизмы», принимая как данность проявления их действий. Поэтому, с другой стороны, мир для древних людей был ясным и понятным, а наглядность рассказа обеспечивала его убедительность. С точки зрения нашего рационального сознания, содержание мифов может вызывать недоумения, потому что нас интересуют, прежде всего, причинно-следственные связи, которые древних не очень волновали. Там, где нестыковка становится очевидной даже для них, появляются образы духов, управляющих различными явлениями и процессами. Это – их прерогатива. Наиболее могущественные духи со временем становятся богами, которым люди поклоняются. Духи и боги в чём-то похожи на людей, но не обязательно существуют лишь в человеческом облике. В мифах живыми, одушевлёнными, разумными существами могут оказаться животные, растения и вообще любые вещи и явления природы – камни, реки, ветер, время дня и года, солнце, луна, звёзды. Как с невидимыми духами, так и с одушевлёнными предметами люди общаются: просят о помощи, хвалят, ругают, наказывают, награждают жертвоприношениями. Всё, что происходит в природе, сходно с человеческими делами, поэтому взаимопонимание возможно по определению.

 



 
PR-CY.ru