МИФ - Страница 2

Миф – это вымысел, принимаемый за правду, но он  не является наивной выдумкой древнего автора, а выступает как специфическая форма духовного осмысления мира человеком, зависимая от степени и уровня развития окружающей человека социокультурной действительности и являющаяся особым символическим пониманием. Миф – не сказка,  в нём за символами, мифологическими персонажами и их поступками проглядывает реальность. Соотнося при помощи своеобразного координирующего толкования мифическую действительность (некий вымышленный мир) с объективной реальностью, миф позволяет за конкретными мифологическими явлениями и именами усмотреть многообразие исторических реалий, т.е. в мифе можно обнаружить зёрна исторической истины, правды жизни древних народов. Слово «миф» в переводе с греческого означает буквально «сказание», «предание». Под мифологией же понимается совокупность мифов, созданных каким-либо народом (или разными народами). В более поздней культуре миф нередко воспринимается как сказка. Но сказка – это уже не миф, поскольку она не претендует на то, чтобы быть достоверным описанием реальности. Хотя «сказка» в понимании наших предков означала «сказ», «рассказ», в котором никакого вымысла не подразумевалось. Разницы между воображаемым и реальным не было. Более того, в сказе, в фольклоре вообще можно найти отражение реальной жизни. Например, выражение «на краю леса стоит избушка на курьих ножках» означает кладбище. Древние славяне хоронили сородичей в так называемых домовинах, которые устанавливали на широких пнях, чтобы трупы не поедали животные и птицы. В этом исследователи видят сходство с древнеиранской традицией захоронения, когда трупы не сжигали и не закапывали в землю, а оставляли в специальных высоких башнях, чтобы ветер разносил разложившиеся останки. Почему же люди, сочиняя мифы, верят в истинность своих вымыслов? Да потому что они, по их представлениям, ничего не «сочиняют». В их сказаниях и легендах мир предстаёт таким, каким он для них существует. Они не только рассказывают мифы – они живут в том мире, который описывается их мифами. Например, в «Илиаде» Гомера рассказывается о том, как боги направляют руки и ноги героев во время битвы. Но герои действительно так чувствовали. Их восприятие мира было совсем не таким, как наше. Мифы – не случайные плоды досужей фантазии, они не возникают «ни с того ни с сего». В них так или иначе выражается имеющийся опыт жизни и деятельности. Живя в мире мифов, люди существуют и действуют в реальном мире – по крайней мере, пока между тем, что говорится в мифах, и тем, что происходит в их жизни, не обнаружатся существенные расхождения.

 



 
PR-CY.ru