МАРО Клеман - Страница 4

В меньшей степени Клеман Маро был затронут итальянской ренессансной традицией, хотя и испытал влияние Боккаччо и Петрарки, от которого взял жанр сонета. Наконец, Клеман Маро первым из французских поэтов обратился к сокровищнице древнееврейской (ветхозаветной) поэзии (перевод Псалмов). В этом плане он предвосхитил достижения Франсуа де Малерба, Жана Расина и Жан-Жака Руссо. Клеман Маро являлся ярким представителем возникшей в начале XVI в. придворной культуры Франции. Он лучше других выразил дух и интеллектуальные потребности двора Франциска I. По мнению исследователей, ему удалось приспособить к этой новой культуре национальную французскую поэтическую традицию. Ориентируясь на вкусы формирующегося светского общества, он стремился избежать в своём творчестве педантизма, многословия и банальности и подчинил свою поэзию законам меры. Ей свойственны лёгкое изящество, вкрадчивая грация, естественная, хотя и несколько наивная простота, внезапные всплески остроумия и воображения, умение несерьёзно говорить о серьёзном, ничего не доказывая и не поучая (style marotique). Главный её смысл, по мнению исследователей – развлекать, иронизировать и высмеивать, поэтому в ней так мало сентиментальности и подлинной страстности. Для Клемана Маро более важно установить контакт с аудиторией и удовлетворить её ожидания, чем передать свои индивидуальные интимные переживания; тем самым он оказывается предшественником Венсана Вуатюра (1598–1648 гг.). Он не интересуется ни природой, ни социальными проблемами, ни тайнами трансцендентного мира, а жизнью в наиболее прекрасных её проявлениях. Первый поэт Французского Возрождения, Клеман Маро стоит у истоков рационалистического направления французской литературы. Мысль у него – сущность поэзии, которая ею и исчерпывается; форма, слово, ритм значимы лишь как средства выражения определённой идеи. Именно поэтому творчество Клемана Маро было столь популярным у поэтов Плеяды и именно поэтому оно востребовано литературой классицизма и Просвещения. Для Николы Буало, Жана де Лафонтена, Роже де Бюсси-Рабютена, Жан де Лабрюйера Франсуа-Мари Аруэ де Вольтера и Жан-Жака Руссо он был главным выразителем французского Ренессанса до Франсуа де Малерба, совершенным поэтом, использовавшим формы латинской и итальянской литературы, чтобы возвысить французскую культуру до небывалой высоты. Именно поэтому XIX в. с его сильной антирационалистической тенденцией дал Клеману Маро низкую оценку – поверхностный придворный поэт, не способный, за редким исключением, подняться до истинной поэзии. Однако в XX в. благодаря исследованиям ряда учёных, в том числе Владимира Фёдоровича Шишмарева (1915 г.), П. Вилле (1923 г.), Верден-Луи Сонье (1952 г.), К.-А. Мейера (1954 г.) и Юрия Борисовича Виппера, была признана важная и многосторонняя роль Клемана Маро в развитии и реформировании французской поэзии первой половины XVI в.



 
PR-CY.ru