ЛИТУРГИЯ - Страница 2

В православии наиболее употребительна Литургия Иоанна Златоуста, совершаемая каждый день. Литургия Василия Великого в Русской православной церкви совершается только десять раз в году: в Новый год – день памяти Василия Великого, в рождественский и крещенский сочельники, в пять первых воскресных дней седмиц (недель) Великого поста, в четверг и субботу Страстной седмицы. Кроме этих двух, в Русской православной церкви используется ещё так называемая Литургия Преждеосвящённых Даров (в православии – Литургия Григория Двоеслова); относится к западной традиции чинопоследования, её автором, вероятнее всего, был папа Григорий I Великий (590–604 гг.). В католической церкви Литургия папы Григория Великого совершается  лишь один раз в году – в Страстную пятницу. В Русской православной церкви Литургия Преждеосвящённых Даров совершается по средам и пятницам первых шести недель Великого поста, в четверг на пятой великопостной неделе, в понедельник, вторник и в среду Страстной седмицы и в некоторые другие великопостные дни кроме суббот и воскресений. Основным отличием Литургии Преждеосвящённых Даров от вышеперечисленных является то, что она совершается на Дарах, освящённых заранее – в предшествующую субботу или воскресенье за Литургией Иоанна Златоуста или Василия Великого. В её чинопоследовании отсутствует приготовительная часть – проскомидия и освящение Даров, и она всегда совмещена со службой вечерни. Её появление православные объясняют благочестивым усердием христиан неразделённой церкви, не желавших оставаться без причастия и в сугубо покаянные дни Великого поста – среду (день предательства Иуды Искариота) и пятницу (день распятия Христа). Православная литургия Иоанна Златоуста (равно как и Василия Великого) состоит из трёх основных частей: проскомидии, символизирующей рождение Спасителя и его младенчество; литургии оглашённых, символизирующей жизнь Иисуса Христа до его выхода на проповедь; литургии верных, напоминающей о последних годах жизни Христа на земле, о Его проповеди, страдании, смерти и воскресении. За литургией оглашенных раньше допускалось присутствие людей, готовящихся принять крещение (оглашенных в этом статусе). В первые века христианства литургия состояла из двух частей: литургии оглашенных (открытой для всех, даже некрещёных) и литургии верных (торжественной закрытой церемонии евхаристии для членов церкви). Литургия верных состояла из проскомидии (когда подготавливались для освящения Святые Дары), анафоры (молитвы, во время которой происходит освящение хлеба и вина) и причащения (приобщения Тела и Крови Господа). Уже к IV в. проскомидия принимает свой современный вид: из-за того, что число оглашенных к этому времени сильно уменьшилось, она совершается не после литургии оглашенных (как особое таинство, скрываемое от непосвящённых), а ставится в начало всего богослужения. Каждое её действие трактуется символически: просфора, из которой вырезают Агнца, – Богородица, нож, которым Его извлекают, – копьё сотника Лонгина, проткнувшее Тело Христа; воздух над дискосом – погребальная плащаница Спасителя и т.д.  В IX в. проскомидия как таковая на Западе исчезает: евхаристию проводили на опресноках, поэтому больше не совершали древних приготовительных священнодействий и молитв над хлебом, которые на Востоке сохранились. В VI в. перестают также разделять литургию на две части (оглашенных и верных).

 



 
PR-CY.ru