ЛИТУРГИЯ

ЛИТУРГИЯ (от греч – «общее дело») – публичное богослужение, совершаемое христианской общиной, включающее молитвы, чтение Священного Писания, ритуальные священнодействия, которые могут варьироваться в различных местах и различные времена; главное христианское богослужение в православии, католицизме, монофизитстве и некоторых протестантских течениях. В самом широком смысле – это коллективное воздаяние хвалы Богу, в более узком смысле – евхаристическое богослужение. Чаще всего центральное место дневной праздничной службы занимают литургия и торжественные песнопения праздника: тропари, кондаки, каноны, иногда акафисты и т.д. Прообразом литургии в христианстве считается Тайная вечеря, а древнейшим изложением порядка литургии – 1 Кор. 10:14–22; 11:18–34; 14:12–40. Вся символика богослужения связана с особым «воспоминанием» (анамнезисом) Иисуса Христа; оно вечно и вне времени. Уже в апостольской церкви литургия имела некий «чин» (порядок), общую схему, которая передавалась устно. Согласно церковному Преданию, первые «чинопоследования» составили апостолы Иаков (первый Иерусалимский архиерей; для церкви Иерусалима и Антиохии) и Марк (для египетских церквей). Литургия включала чтение Ветхого Завета, пение псалмов, христианских песнопений, поучений и молитв; затем следовала трапеза агапэ (до II в.). Уже в I в. применялось антифонное пение, сложилась евхаристическая молитва. Порядок литургии, её состав и длительность до IV в. варьировались настоятелем христианской общины на его усмотрение. Затем было решено составить одну редакцию литургии для каждого отдельного патриархата: на Востоке это осуществили Василий Великий, сокративший и пересмотревший древнюю литургию Иакова, и Иоанн Златоуст, сильно урезавший вариант Василия Великого, особенно евхаристические молитвы (подлинники этих редакций не сохранились); на Западе – Амвросий Медиоланский, понтифики Лев I Великий и Григорий I Великий (Двоеслов). Однако в удалённых местностях по-прежнему сохранялись прежние редакции литургии (галликанская, испано-готская и др., некоторые впоследствии стали отдельными обрядами). В I–IV вв. появилось множество различных восточно-христианских чинопоследований: Литургия Постановлений Апостольских (греческая и эфиопская), Литургия апостола Иакова (греческая и сирийская), александрийская Литургия апостола Марка, коптская Литургия Кирилла Александрийского, общая Эфиопская Литургия, Литургия Василия Великого (греческая IV в. и сирийская), Литургия Иоанна Златоуста (IV в.), армянская Литургия Григора Просветителя. Литургисты обычно объединяют их в четыре типа: александрийские, месопотамские, иерусалимские и византийские (существует и другое объединение литургий: иерусалимско-антиохийские, александрийские, месопотамские, западные греческого типа и западные римские). Язык литургии в I–II вв. был в основном греческий: до II в. Библии на латыни Запад не знал, и большинство епископов были греками по происхождению. В русском православии получили распространение только две из вышеназванных древних восточных литургий: греческая версия Литургии Василия Великого и греческая Литургия Иоанна Златоуста (в Иерусалимской православной церкви существует традиция в дни особых торжеств совершать греческую литургию апостола Иакова; например, в день памяти апостола Иакова, брата Господня и первого Иерусалимского епископа – 23 октября по юлианскому календарю).

 



 
PR-CY.ru