ЛАКТАНЦИЙ Люций Целий Фирмиан

ЛАКТАНЦИЙ Люций Целий Фирмиан (около 250 – около 325/330 гг.) – христианский писатель, апологет.  Родился в Северной Африке, получил классическое античное образование (риторика, грамматика, литература, философия и др., дисциплины семичастного канона искусств). Долгое время вёл активную преподавательскую деятельность. По приглашению императора Диоклетиана (284–305 гг.) преподавал риторику в Никомедии, был личным учителем Криспа, сына Константина I Великого (272–337 гг.). Христианство принял в зрелом возрасте. Основные сочинения: «О творчестве Божием» («De opificio Dei»), «Божественные установления в семи книгах» («De divinis institutionibus libri VII»), «О гневе Божием» («De ira Dei»), «О смертях преследователей» («De mortibus persecutorum»). Авторство последнего и наиболее известного сочинения Лактанция, повествующего в апологетическом ключе о гибели великих гонителей христианства (императоров Нерона, Домициана, Диоклетиана, Галерия, Максенция, Максимина), остаётся у исследователей под сомнением. Его произведения характеризуются чистотой языка, благородной простотой выражения мысли, стройностью композиции, изящным стилем, красотой слога, отличным знанием античных классиков, а также заимствованиями из стоицизма и платонизма. Основные задачи Лактанция – защита и оправдание христианской веры, соединение новой религии с античной образованностью, рациональное истолкование христианских идей о Боге, мире и человеке, их доктринальное оформление. Его творчество – литературный аналог характерного для времён Константина I Великого классицизма в искусстве, из которого возник парадный и монументальный облик первых римских базилик – христианских храмов, перенявших архитектурную схему античного общественного здания. Попытки синтеза, условия для которого полностью созрели только в эпоху Константина I, ознаменованную союзом между прежними противниками – имперской идеологией и христианской верой, противостояли полемическим устремлениям Квинта Септимия Флоренса Тертуллиана (около 155 – около 220 гг.). Из всех авторов своей эпохи, как христианских, так и языческих, именно Лактанцию удалось ближе всего подойти к цицероновской норме латинской прозы. Не случайно одни гуманисты эпохи Возрождения прозвали его «христианским Цицероном», другие – «Григорием Богословом Западной церкви». В отличие от этимологизации понятия «религия» Цицероном (от «religere» – идти назад, возвращаться, созерцать, бояться; «religio» – страх, почитание богов, богобоязненность) Лактанций выводил происхождение этого понятия из латинского слова «religare» – вязать, связывать, соединять человека с Богом. Предложенная им этимология закрепилась в христианской культуре.

 



 
PR-CY.ru