ЛЮТЕРАНСТВО - Страница 6

Отсюда установление особого класса, имеющего нарочитое право пользоваться принадлежащими всем христианам правами священства. Лица этого класса имеют обязанностью священнодействовать, учить и управлять; но они могут и не быть, и существуют они не по силе какого-либо особого таинства, а по избранию и уполномочию самих верующих; никаких особых благодатных дарований, которые возвышали бы их над простыми верующими, они не имеют. Убеждённость в достаточности крестной жертвы Христа для искупления, оправдания и спасения, не допускающая другого посредничества между Богом и людьми, кроме Христа, исключает возможность поклонения Деве Марии и отсутствие культа мощей, святых, реликвий и т.п. Однако целый ряд церковных обрядов в лютеранстве сохранён, что отсутствует в более радикальных вариантах протестантизма. В лютеранской культовой практике христианских таинств только два (те, которые упомянуты в Евангелии), крещение и евхаристия (остальные в качестве таинств не признаются). Таинство имеет силу только при принятии его с верой; иначе оно не есть таинство, и остаётся бесплодным. Такое понятие о таинствах сложилось у лютеранства в противовес католическому понятию, которое учит, что они имеют силу ex opere operato, т.е. сообщают людям благодать через одно внешнее действие, без всякого участия личной свободы и даже без веры приемлющего таинство. В учении о причащении лютеранство отрицает пресуществление хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы. Тем не менее, крещение лютеранами понимается как соучастие верующего в смерти и воскресении Христа, а причастие (в противоположность католичеству и православию) – как реальное приобщение его Телу и Крови, как бескровная жертва за живых и умерших. По учению лютеран, евхаристия – это торжественное, установленное Иисусом Христом вкушение освящённых хлеба и вина, в которых, с которыми и под которыми мы непостижимым образом (при условии веры в Иисуса Христа) вкушаем Его истинного Тела и истинной Крови. И хотя хлеб и вино не пресуществляются, тем не менее, Тело и Кровь Иисуса Христа истинно (substantialiter) присутствуют в евхаристии. Хотя лютеранство отвергает католическую идею пресуществления и понимание литургии как повторения жертвы Христа, оно, исходя из буквального понимания евангельских установлений, настойчиво утверждает смысл евхаристии как действительного присутствия Христа в элементах таинства, отвергая как кальвинистский принцип приобщения ему через невидимое действие Святого Духа, так и чисто символическое понимание причастия как воспоминания о смерти и воскресении Христа. Покаяние Мартин Лютер сначала также признавал за таинство, но впоследствии отказался от этого взгляда (о реальности только двух таинств говорит его ранний памфлет «Вавилонское пленение церкви»). В лютеранстве нет и кальвинисткой идеи Завета, предающегося через поколения; оно исходит из того, что Бог может привести в церковь как взрослых через благовестие, так и детей – через евангельские обетования (Мф. 19:14). Так как, по учению лютеран, оправдание или спасение человека достигается через одно лишь личное, непосредственное общение со Спасителем через веру в Него, без всякого внешнего посредства, то, по их мнению, какое-либо ходатайство или предстательство перед Богом со стороны святых за пребывающих на земле излишне. Поэтому лютеранство отвергает призывание святых, почитание их мощей и икон, а также молитвы за умерших грешников. Христианское общество, согласно Лютеру, состоит не в общении внешних знаков, а во внутреннем общении благ Святого Духа. Тем не менее, Лютер допустил существование храмов и установил совершение в них богослужений и внешних обрядов не потому, чтобы они требовались сущностью христианства, «а ради простого необразованного народа», которому непонятны возвышенные идеи христианского богословия и для которого «внешний культ необходим как воспитательное средство». В устройстве богослужения он допускал некоторую свободу для отдельных общин и лиц, вследствие чего оно не везде и не всегда имело и имеет у лютеран один и тот же вид. Впоследствии Лютер установил особый класс совершителей богослужения и проповедников, составил чин их избрания и посвящения, определил время общественного богослужения, издал формулы «литургии» и разных обрядов, составил первую книгу богослужебных песнопений (Gesangbuch).

 



 
PR-CY.ru