ЛЮТЕР МАРТИН - Страница 10

Результатом было то, что во многих землях не только Южной, но и Средней Германии, государи которых до сих пор выжидали, начали усердно подавлять реформаторское учение, изгонять проповедников и даже предавать их казни. После 1526 г. лютеранство удержалось только на севере страны – в Саксонии, Гессене, Бранденбурге, Вюртемберге и Брауншвейге. Католическая реакция торжествовала. На Шпеерском императорском сейме 1529 г. большинство имперских чинов и князей осудили учение Мартина Лютера. Поддержку ему оказали лишь пять князей и 14 имперских городов. Они объединились в союз и составили «Протестацию», в которой выразили своё несогласие с решением сейма (с этого времени сторонники Реформации стали именоваться протестантами). После Вормсского рейхстага Лютер перестал играть ту общественную роль, которую играл прежде; отлучённый от церкви и поставленный вне закона, он не мог участвовать в рейхстагах (эту обязанность взял на себя Филипп Меланхтон). Лютер не мог также и предстать перед светской ассамблеей, чтобы исповедать свои убеждения, как в Вормсе. За него это сделали германские князья на Аугсбургском рейхстаге в 1530 г., на котором Лютер не присутствовал (во главе протестантских теологов находился Филипп Меланхтон). Составленное Меланхтоном исповедание веры (ввиду неблагоприятного времени) отличалось крайней умеренностью, и только непримиримая позиция католиков, добивавшихся полного искоренения «ереси», помешала тогда примирению партий. Однако то была временная уступка; окончательно восторжествовать над своими противниками католики уже не имели сил. В начале 1531 г. протестантские князья заключили в Шмалькальдене союз с целью взаимной обороны на случай нападения. Увидев, что его противники готовы с оружием в руках отстаивать свою веру, Карл V смягчил свои требования, и в 1532 г. было заключено компромиссное соглашение, по которому протестанты могли сохранять своё вероисповедание вплоть до созыва общецерковного Собора. Впрочем, не только внешние обстоятельства повлияли на суть проводимой церковной реформы – взгляды самого Лютера после Крестьянской войны стали заметно консервативней. Он вовсе не считал, что Римская церковь причинила ему зло; любил музыку, ему нравилась церковная живопись, и он настаивал на том, что евхаристические хлеб и вино – это подлинные тело и кровь Христа; полагал, что святые не могут быть распознаны на земле. Во всяком случае, меч, по его мнению, никогда не должен быть использован для распространения религиозной веры, – не говоря уж о том, что распространять её должен не какой-нибудь простолюдин, а лицо, облечённое духовной властью. Таким образом, Лютер встал на позиции консервативного протестантизма. Впоследствии он резко осудил восставших крестьян и счёл допустимым насилие в отношении сектантов. Раньше он говорил, что вера не может быть следствием принуждения, и что о ереси не способны судить чиновники. От этих слов он не отступался никогда, но теперь всё же признал, что публичное богохульство и подстрекательство к мятежу должны караться смертью. И когда возникло пацифистское движение анабаптистов, Мартин Лютер объявил их смутьянами, поскольку их нежелание мечом защищать справедливость подрывало авторитет и государства. Исследователи подчёркивают, что присущий ранним проповедям Лютера дух демократизма совершенно отсутствует в его позднейших работах. Так, к примеру, он отказывается от принципа всеобщего священства, когда члены местных евангелических общин могли сами выбирать своих духовных пастырей. Поначалу такое устройство новой церкви казалось Лютеру наиболее правильным, но после 1525 г. он осознал, что сильно идеализировал немецкий народ (в дальнейшем его разочарование только возрастало). В 1527 г. по просьбе саксонского курфюрста Мартин Лютер совершил несколько «визитаций» – поездок в саксонскую «глубинку» (по сути дела, он до этого и не знал её по-настоящему). Увиденное поразило его. Именно после возвращения Лютер немедленно засел за работу над двумя катехизисами: один – для взрослых (учителей и пасторов), другой – для детей (или народа), которые должны были использоваться в качестве пособий для религиозного воспитания (в дальнейшем они стали основными вероисповедными книгами лютеранской церкви). В помощь проповедникам Мартин Лютер издал том проповедей, внёс изменения в литургию, сначала – латинскую, а затем – на немецком языке.

 



 
PR-CY.ru