ЛУВР - Страница 3

«Король-солнце» проявлял исключительный интерес к искусству. По его заказам французскими мастерами были созданы многочисленные полотна, скульптуры, произведения декоративно-прикладного искусства, значительная часть которых сейчас находится в разных отделах Лувра. Тогда же была приобретена большая часть коллекции картин Николы Пуссена (1594–1665 гг.), а также П.П. Рубенса. После смерти Хармеса ван Рейна Рембрандта (1606–1669 гг.) Людовик XIV распорядился скупить всё, что осталось в его мастерской, и в течение трёх лет для королевской коллекции покупали картины этого мастера. Особенно усердно старался приумножить королевские коллекции первый министр короля Кольбер. За годы его деятельности они увеличились с 200 картин до 2000. Приобретения делались и в последующие десятилетия, хотя уже не столь масштабные. Тогда были куплены многие картины нидерландских мастеров XV–XVI вв., ранее не привлекавшие к себе внимания. После Французской революции 1789 г. королевские коллекции, а также собрания, принадлежавшие эмигрантам, были национализированы, некоторые иконы и церковная утварь поступили из храмов. К 1793 г. в Лувре насчитывалось 500 картин и 155 других художественных предметов, большая часть которых происходила из королевских коллекций. Располагались они в основном в Большой галерее. Уже в период Директории было провозглашено, что Франция имеет суверенное право на произведения искусства из других стран, чтобы украшать «царство свободы». Первая партия захваченных французской армией художественных памятников поступила из Нидерландов в 1794 г. В 1796 г., после оккупации Италии французскими войсками Наполеона Бонапарта, из этой страны было вывезено всё самое ценное из знаменитых коллекций Ватикана, виллы Боргезе, а также богатейших собраний Флоренции, Венеции и т.д. В Лувре тогда находились «Аполлон Бельведерский», «Лаокоон» и другие произведения. Во Францию были отправлены многочисленные обозы с произведениями искусства из различных государств на территории Германии, из Австрии и других стран Европы, в которые под звуки «Марсельезы» входила французская армия. В военной кампании Наполеона в Египет приняли участие археологи и ученые. В результате во Францию была отправлена большая партия памятников Древнего Египта, ставшая основой для образования нового отдела Лувра, который при Наполеоне Бонапарте был объявлен центральным художественным музеем Европы (он стал символом мирового господства и мощи империи). Директором Лувра стал Виван Денон, участвовавший в военных походах Наполеона, в том числе в Египет. Он очень энергично проводил политику расширения коллекций, при нём собрание Лувра было впервые систематизировано по географическому и хронологическому принципу. Для того чтобы восполнить пробелы собрания музея, в 1811 г. он отправился в Италию и приобрёл произведения Джованни Чимабуэ (около 1240 – около 1302 гг.) и Джотто ди Бондоне (1266/1276 – 1337 гг.), а также картины итальянских художников XV в., ранее почти не представленные в Лувре. Это был один из первых примеров систематического пополнения коллекции в истории музейного дела. После падения империи Наполеона Бонапарта многие вывезенные им из других стран коллекции были возвращены, однако далеко не все. Так, почти половина захваченных в Италии картин осталась в Лувре. В последующие годы сюда стали поступать произведения мастеров Франции XIX в: Жака Луи Давида (1748–1825 гг.), Жана Огюста Доминика Энгра (1780–1867 гг.), Фердинанда Виктора Эжена Делакруа (1798–1863 гг.). Многие частные коллекции были куплены дирекцией Лувра или поступили по завещанию, а также в качестве даров. Из этих источников была получена большая часть картин французских мастеров XVIII в., а также такие шедевры как «Цыганка» Франса Хальса (около 1580 – 1666 гг.; написана в 1625 г., в Лувре с 1869), «Король дураков» Иеронимуса Босха (1450–1516 гг.; исполнен в 1500 г., в Лувре с 1918 г.) и многие другие.

 



 
PR-CY.ru